На днях в Узбекистане таксистам-частникам разрешили быть самозанятыми. Economist разбирался в преимуществах специального налогового режима и возможной пользе его применения в сфере пассажирских перевозок в условиях нашей страны. Есть ли у него подводные камни или это формат будущего?
Кто такой самозанятый?
Если коротко, это работник и работодатель в одном лице. Такая модель занятости упрощает трудоустройство, а уплату налогов делает прозрачнее, повышая контроль и собираемость налоговых сборов. В странах, где она действует, самозанятых привлекает простота электронной регистрации без бухгалтерских отчетов и деклараций. Все можно сделать в мобильном приложении буквально в несколько кликов. Для государства же это хороший способ не терять подработчиков из вида и получать налоги. Органы лучше понимают реальную ситуацию и разбивку сотрудников по всем сферам, следовательно могут лучше планировать готовящиеся изменения, оптимизировать и вести контроль.
В случае с нашими ближайшими соседями возможность заработать легально и быстро можно считать одним из решающих факторов. Деятельность такси в Узбекистане регулировалась президентским постановление от 2006 года, по которому заниматься коммерческими перевозками пассажиров могли только юрлица. Весной 2021-го власти пошли на эксперимент, разрешив физлицам до декабря этого года работать в такси в качестве индивидуальных предпринимателей.
И вот очередной шаг. Самозанятых в таксомоторном бизнесе освободили от налога на доходы. Для работы им нужно только приобрести лицензионный лист за $27 (около 2150 сомов), проходить раз в год обязательный медицинский и технический осмотр и по желанию уплачивать социальный налог для зачета трудового стажа.
А как в Кыргызстане?
Конкретно термина «самозанятый» в налоговом законодательстве Кыргызстана нет. Но есть специальный налоговый режим – патент. Он делится на две категории: индивидуальная предпринимательская деятельность и индивидуальная трудовая деятельность. Первая категория предпринимателей оплачивает патент, стоимость которого замещает налог на прибыль, и имеет право нанимать наемных работников. Вторая – не имеет права на наемный труд, а вместо налога на прибыль оплачивает подоходный налог путем приобретения патента. Основное отличие патента от режима самозанятости – ты приобретаешь возможность легально оказывать услугу. Будешь ли ты ее оказывать, будет ли у тебя с нее прибыль – при патентной системе это не имеет смысла, за владение патентом надо платить. Режим самозанятости обычно облегченный – то есть ты платишь пониженный процент непосредственно с оборота своей деятельности или деятельности своего предприятия.
«Поскольку люди, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, оказывают услуги населению, то по законодательству уже с 1 августа этого года они должны будут применять контрольно-кассовые машины. В сфере такси исключение составляют только те, кто зарегистрированы в специальной информационной системе, автоматически передающей в налоговую данные об их поступлениях. А вот таксисты, работающие сами на себя, должны будут применять ККМ. И это существенный аргумент, чтобы они захотели перейти из категории индивидуальной предпринимательской деятельности в категорию индивидуальной трудовой деятельности.
В таком случае, став самозанятыми, таксисты могли бы дружно выдохнуть – нет необходимости применять ККМ, а, кроме того, можно обсудить понижение стоимости патента.
Сейчас такой возможности нет, поскольку услуги такси включены в перечень патентов для индивидуальной предпринимательской деятельности», — рассказала руководитель компании «Баланс Сервис» Валентина Сорина.
То есть бонусы для водителей от ведения патента перевешивают. А есть ли плюсы для государства от введения специального режима?
«Система должна видеть оборот экономики»
Начальник Управления политических и экономических исследований Администрации президента Кыргызской Республики Алмаз Исанов отмечает, что узбекский опыт можно изучить.
«История развития сектора у нас совсем другая. Если в Узбекистане госрегулирование было всегда, то мы в свое время отпустили из рук, чтобы добиться занятости населения. Сегодня нас больше интересует электрификация такси, — рассказывает Алмаз Насирдинович. — Если говорить в целом о самозанятости, то можно применить это ко всем секторам. Нас волнуют сами данные, регистрация. Даже если доход предпринимателя не превышает порог в 8 или 12 млн сомов, и он может ничего не платить, система должна видеть оборот экономики. Сегодня самая большая проблема в том, что мы не видим цифр, не можем точно прогнозировать. По некоторым данным, у нас экономика в 4 раза больше, чем мы полагаем. Многие компании не заходят на рынок, так как думают, что он маленький. А городская экономика очень серьезная. Поэтому если и перенимать такой опыт, то нужно заложить как принцип: мы должны видеть этот сектор, чтобы знать, кому и как помогать, потому что роль государства – поддерживать устойчивость доходов населения».
Кажется, что режим самозанятости из-за своей привлекательности и гибкости для работников как раз и имеет потенциал помочь в учете оборотов и отражении ситуации на рынке. Возможно, для ведения в Кыргызстане его стоит адаптировать, чтоб он как раз решал эту задачу в первую очередь. Пока ясно одно – важный шаг для развития системы трудовых отношений в Узбекистане и к опыту соседей явно стоит присмотреться.