Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

О шеринговой экономике, Glovo, инвестициях и рынке услуг

О шеринговой экономике, Glovo, инвестициях и рынке услуг

Агрегатор Glovo появился в Кыргызстане чуть больше полугода назад. Сервис по доставке в столь короткие сроки успел занять лидирующие позиции в своей нише рынка. О том, как это вышло, мы беседуем с Айканыш Сапаралиевой, генеральным менеджером Glovo в Кыргызстане.

— Кто такие Glovo?

— Glovo – это международная технологичная компания, основанная в Барселоне в 2015 году. В Европе Glovo один из самых быстрорастущих агрегаторов, который за рекордно короткое время стал компанией единорогом с капитализацией более 2 млрд евро.

В основе работы сервиса лежит передовая IТ-инфраструктура и операции, объединяющие пользователей сервиса, курьеров и партнеров. Компания стремится стать мульти-категорийным лайфстайл-приложением, в котором доставка еды является самым популярным предложением.

Отличительной особенностью Glovo является то, что пользователи приложения могут запросить доставку чего угодно через категорию (у нас это называется «баббл») «Что угодно». На сегодняшний день сервис присутствует в двадцати двух странах и в более восьмистах городах мира. В страны Восточной Европы и Центральной Азии Glovo впервые зашла на Украинский рынок в 2018 году, затем в Казахстан в 2019 году. С конца 2020 года Glovo активно развивается и в Кыргызстане.

На данный момент обсуждается дальнейшая экспансия Glovo в другие страны Центральной Азии. Ключевым фактором для запуска новых стран для Glovo является развитие мобильного интернета, большого количестве контента в лице заведений, магазинов, а также и готовность населения делать заказы с доставкой. Сегодня такой потенциал присутствует практически в каждой стране нашего региона, и мы видим большой интерес крупных eCommerce компаний выходить на наши рынки.

— То есть, кыргызстанцы были готовы, и крупный агрегатор пришел на рынок?

— В Кыргызстане есть несколько факторов, которые привлекательны для инвестиций в сферу доставки. Активно развивающийся digital рынок, развитие онлайн платежей, готовность население делать онлайн покупки с доставкой, а также большой контент внутри страны. В том числе, мы видели, что правительство страны готово содействовать развитию рынка электронной коммерции.

Недавно усилиями Ассоциации электронной коммерции было продвинуто предложение о внедрении отдельных видов патентов для индивидуальной трудовой деятельности для курьеров. Правительство очень быстро отреагировало, и они появились, что благоприятно скажется на рынке доставки.

У курьерских служб появится возможность очень быстро масштабировать свои ресурсы, привлекать большее количество курьеров в зависимости от потребности на текущий момент.

Это создает гибкую систему налогообложения, а значит позволяет службам доставки развиваться. Кроме того, мы знаем, что ассоциация предлагает и другие инициативы по развитию электронной коммерции в стране, работает в тесном контакте с правительством. Это и есть благоприятный климат для инвестиций в сферу eCommerce.

— В Кыргызстане Glovo рассматривает только города Бишкек и Ош и курортную зону?

— У нас есть большие планы по экспансии. Пока мы в городе Бишкек, Ош и на летнее время запустили Иссык Куль, чтобы нашим туристам и гостям сервис доставки был доступен во время отдыха. Уже в этом году мы планируем запустить еще несколько городов, но об этом мы объявим позже.

— Как чувствуете себя рядом с конкурентами?

— Хотелось бы отметить, что рынок доставки у нас в стране только развивается. Наша цель – постепенно поменять привычки людей, чтобы они отдавали предпочтение онлайн заказам через доставку. Для этого мы постоянно улучшаем наш сервис, пополняем контент, стараемся сделать доставку более доступной и привлекательной. Потенциал рынка огромен, думаю, в нем места хватить всем. Игроки на рынке заинтересованы в росте рынка доставки, вклад каждого игрока очень важен.

Однако, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке важно постоянно работать над улучшениями в операциях и применять новые технологии. В Glovo – бизнес модель шеринговой экономики (экономики совместного потребления), когда ресурсами можно пользоваться временно по мере необходимости. В нашей платформе взаимодействуют партнеры, курьеры и пользователи, которые размещают заказы. Современные технологии позволяют оптимизировать процессы, в режиме реального времени распределять заказы автоматически и достигать невероятно быстрого результата. Это помогает нам быстро масштабировать наш сервис.

— Шеринговая экономика – это нечто новое для рынка нашей страны.

— Да. В целом, этот термин появился относительно недавно. Однако уже стал повсеместным трендом глобально. Ключевой особенностью шеринговой экономики, как части новой экономики, стало применение цифровых технологий, высокая скорость обработки данных и автоматизация всех бизнес процессов. Это модель, при которой ресурсы распределяются между всеми участниками процесса, и идет быстрое эффективное взаимодействие и распределение. Кыргызстанцы уже хорошо знакомы с платформой, обеспечивающей быстрый поиск такси. Glovo работает по тому же принципу в сфере доставки.

К примеру, содержать штат курьеров для наших партнеров дорого и неэффективно, когда партнер только развивается на рынке доставки. Для курьеров ожидать заказ от одного заведения, может быть невыгодно. Интеграция всех сторон в одной платформе позволяет всем сторонам эффективно взаимодействовать друг с другом, экономить и масштабироваться быстро.

Как платформа мы не только обеспечиваем операции, мы также активно инвестируем в рост рынка доставки через активные промо кампании и маркетинг. Мы привлекаем пользователей и онлайн клиентов для наших партнеров.

При этом наша платформа, которая использует современные технологии как искусственный интеллект и дата аналитику, постоянно улучшается, сокращает время доставки до минимума и поддерживает хороший сервис. Также мы одни из первых привлекли на рынок вело курьеров и пеших курьеров как альтернативный вид курьерских услуг. В целом это также благотворно влияет на экологию города, а также создает возможности увеличивать свои доходы для молодежи.

— Как развивается партнерство Glovo с ресторанами и магазинами?

— Наша партнерская база постоянно растет, так же, как и курьерская база, и пользовательская база. На этапе запуска, у нас ключевой фокус был на партнеров в категории «Food». Но сейчас мы также активно развиваем направление Qcommerce, куда входят все остальные категории, кроме еды, доставка с супермаркетов, аптек и магазинов. Наша основная миссия и цель дать каждому жителю мгновенный доступ к своему городу через сервис доставки в считанные минуты.

Необходимо учитывать, что в Кыргызстане рынок доставки находится на начальном этапе развития. Потенциал рынка огромен. Он будет расти высокими темпами и уже сильно изменился с приходом международного игрока. Заведения, которые заходят в партнерство с Glovo с самого начала, присутствуют в приложении, нарабатывают рейтинги и поэтому имеют преимущество. Те, кто на платформе со старта, неизбежно выходят в топы. Позиционирование внутри приложения значит очень много. Пользователи долго не выбирают, на первые 10-30 заведений в приложении приходится наибольшая доля заказов.

Мы гордимся теми изменениями, которые мы привносим в локальный рынок. Наш сервис позволяет выходить малому и среднему бизнесу на рынок доставки с нулевыми инвестициями. Наши партнеры взаимодействую с нашей платформой платят за реальный эффект, который мы привносим в развитии их бизнеса, а это дополнительные продажи.

Есть партнеры, которые после подключения к Glovo увеличили обороты на 300-400 процентов. Все зависит, конечно, и от самих партнеров: насколько они вкусно и качественно готовят, насколько быстро обслуживают и упаковывают заказы.

Рейтинги партнеров можно увидеть в самом приложении и у пользователей есть возможность оценить в приложении как партнера, так и курьера, а также оставлять отзывы. Мы постоянно мониторим операции и проводим дальнейшую работу с каждым из участников нашего сервиса.

— Как инвестиции Glovo влияют на рынок Кыргызстана в целом?

— Не так давно Glovo привлекла дополнительно 450 млн евро инвестиций в рамках инвестиционного раунда F в Нью Йорке. Данные инвестиции позволят расширять улучшать технологическую базу, операции, открываться в новых странах, усиливать и укреплять свое присутствие, где сервис уже развивается. Конечно, это касается и Кыргызстана, устойчивые инвестиции в развитие сферы доставки продолжатся.

Ad coverAd cover