Один из аспектов, изучаемый участниками акселерации Acelerate Prosperity – это создание финансовой модели. Грамотная и ясная финансовая модель является одним из залогов успешного питчинга перед инвестиционным комитетом.
Простыми словами финансовая модель — это бизнес-план в цифрах. Модель обычно строится в Excel, так как на сегодняшний день это наиболее оптимальная и простая форма.
Инвестиционный аналитик Accelerate Prosperity Бакыт Алимжанов подробно объяснил, зачем нужна финансовая модель и как правильно ее создать.
Почему финансовое моделирование так важно?
Почти все компании проводят какое-либо финансовое планирование или составление бюджета, но есть определенные причины, по которым финансовый план важен именно для стартапов:
- Управление кассовыми разрывами и прогнозирование. Модель может выявить основные сферы бизнеса и в случае значительного отклонения, дает представление о том, на чем компании следует сосредоточиться, чтобы управлять рисками или хеджировать их.
- Привлечение инвестиций. Для инвестора важно знать, куда направятся деньги и как это повлияет на доходность компании. Различные предположения и доводы, лежащие в основе финансовой модели, демонстрируют, являются ли основатели профессионалами своего дела или нет.
Построить финансовую модель несложно, но как получить цифры?
Надо валидировать предпосылки: средний чек, конверсия, размер доступного рынка, операционные и капитальные расходы. При построении финансовой модели необходимо учитывать, что она готовится для того, чтобы убедить скептически настроенного инвестора дать денег. Следовательно, структура модели должна быть максимально упрощенной, понятной и логичной, чтобы он разобрался в ней за короткое время. Обычно создание финансовой модели не является проблемой. В интернете, можно найти множество шаблонов фин. моделей, и всегда есть кто-то, кто разбирается в Excel, чтобы помочь вам с техническими вопросами.
Из каких частей состоит финансовая модель
После определения примерного представления о подходе к определению доходов, нужно переходить к построению финансовой модели, которая состоит из трех основных частей и каждую из них нужно строить в отдельных вкладках Excel — это:
- исходные данные (input), где вносятся все допущения для модели. В идеале, в остальных частях не должны вводиться данные вручную. Здесь могут быть цена за единицу продукта, расходы на единицу продукта, маркетинговые и прочие операционные расходы. Все зависит от вида деятельности компании.
- расчеты, где автоматически должны считаться все процессы. В расчетах обычно нужно работать только с формулами. Здесь также отражаются и внешние влияющие факторы на цены, такие как инфляция, курс валюты и прочие. А также в хорошей модели присутствует анализ чувствительности, который показывает, как поменяется доходность при изменении исходных данных. Например, что произойдет если стоимость сырья или услуг изменится на 20%, если расходы в национальной валюте а доходы в иностранной или наоборот, что произойдет если поменяется курс валют и так далее, вариантов множество.
- полученные данные (output), в данном разделе находятся готовые прогнозные финансовые отчеты, а также могут присутствовать IRR, NPV, срок окупаемости и оценка компании.
Оценка компании
Всем предпринимателям интересно, сколько стоит их компания и в этом случае финансовая модель поможет для определения оценки. Но большинство фондов и акселераторов такие как YCombinator и 500 Startups, для компаний на начальном этапе развития не проводят индивидуальную оценку и все проекты автоматически оцениваются в среднем за $1.8 млн.
Если проводить реальную оценку компании, то здесь применяются в основном два подхода – это анализ дисконтированного денежного потока (DCF) и метод мультипликаторов.
- В DCF вы прогнозируете денежные потоки компании на далекое будущее (5 или даже 10+ лет) и дисконтируете их до их «приведенной стоимости» — того, что они стоят сегодня, при условии, что вы могли бы вложить свои деньги в другое место с определенной доходностью.
- С помощью мультипликаторов вы рассчитываете ценности других компаний относительно их финансовых показателей, таких как выручка и EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износов и амортизаций), и применяете эти мультипликаторы для оценки вашей компании. Например, если стоимость аналогичных компаний в 10 раз превышает их годовую прибыль (EBITDA), а прибыль вашей компании составляет $100 000, возможно, ваша компания должна стоить около $1 млн. В интернете также можно найти готовые мультипликаторы к каждому сектору экономики, но проблема в том, что все они рассчитаны для развитых стран, а для нашего рынка могут быть завышенными и здесь нужно учитывать страновые риски. Либо оценивать по тем метрикам, с каких стран поступает большая часть выручки, допустим компания может физически находиться в Кыргызстане, но обслуживать клиентов с РФ или США.
При все этом, наличие отлично построенной финансовой модели — это еще не гарантия сделки. Навыки моделирования не самое главное в стартапах, потому что инвестирование в стартапы — это гораздо более качественный процесс. Если у проекта на ранней стадии нет постоянных и контролируемых денежных потоков, которые можно было бы точно моделировать, то личность основателя, а также его стремление и опыт имеют большее значение, чем любая электронная таблица. Таким образом, для привлечения инвестиций необходимо комбинировать личностные профессиональные качества с хорошей финансовой моделью.