Инвесторы хотели вложить $50 тысяч, но мы отказались. Сырга Тилекова о том, как запустить IT-проект
Кыргызстанский стартап NBFit стал финалистом международного акселератора и инвесторы были готовы вложить $50 тысяч на развитие проекта. Однако команда отказалась от финансирования, так как условием было зарегистрировать проект в Казахстане.
Digital-маркетолог и сооснователь NBFit Сырга Тилекова рассказала Economist.kg о том, что такое стартап, чем он отличается от обычного бизнеса и какие факторы влияют на успешность проекта.
— Расскажите о своем проекте
Наш проект называется NBFit — это женский сервис с фитнес тренировками и вебинарами от врачей. Весь контент создан с учетом особенностей женского организма, так как большая часть фитнес-контента, который уже есть, игнорирует эти вещи. Например, женщины получают послеродовые травмы и если, не восстановившись, они идут в спортзал, то все это выливается уже в долгоиграющие проблемы со здоровьем.
Мы запустились в марте 2020 года. Когда началась пандемия, мировой трафик интернета увеличился на 300% — в топе запросов были онлайн аптеки, доставка лекарств, а также фитнес-контент. Так мы привлекли первых клиентов.
Минимальная стоимость курса — около $17 за четыре недели тренировок, максимальная стоимость — $35 за самый дорогой курс — шесть недель тренировок.
— Вам предлагали $50 тысяч. Для начинающего стартапа — это внушительная сумма. Почему вы отказались от инвестиций?
Стартапам сложно выживать, потому что это проекты, которые работают в условиях крайней неопределенности, а тем более мы в Кыргызстане, где экосистема стартапов только начинает развиваться, даже в соседнем Казахстане есть очень много программ, которые поддерживают стартапы.
Мы подавали свой проект в казахско-сингапуский акселератор. Мы думали, что мы маленькие для рынка, но прошли в 10-ку финалистов.
Предлагаемые условия от акселератора были очень хорошие, но для того, чтобы получить деньги, нужно было зарегистрироваться в Astana Hub. Мы отказались стать казахстанским стартапом, так как у нас есть планы выхода на мировой рынок.
Казахстан в целом очень активно работает над тем, чтобы быть центром стартапов в Центральной Азии.
Очень трудно делать стартапы, ориентированные только на Кыргызстан, так как у нас очень маленький рынок. Например, участницами нашего фитнес приложения являются женщины из 67 стран, среди которых ТОП-3 — это Кыргызстан, Россия и США.
— С чего начинать стартап?
Стартап — это любое дело, которое можно быстро масштабировать без увеличения человеческого ресурса. Например, KFC с первого взгляда просто закусочная, но они продумали механизм, который позволим им расшириться по всему миру. Этот принцип можно наложить на любой бизнес.
Основная ошибка стартаперов — создавать проект исходя из собственных потребностей, это называется «галлюцинацией фаундеров». Всегда нужно проводить анализ рынка и спроса и создавать продукт на основе этих данных. После исследований будет ясная картина о том, как найти инвестирование.
Например сейчас в постковидное время растет интерес к Health Tech, EdTech. COVID-19 показал, что нет и не будет ничего постоянного. Мы думали, что можно планировать развитие компании на пять лет, пандемия показала, что это невозможно.
— Что такое акселерация?
Акселерация — это быстрая программа обучения бизнесменов, где два-три месяца с ними работают менторы. Фонд, который проводит этот акселерат, может также инвестировать в ваш проект.
Но важно понимать, все не дается просто так — нужна бизнес модель, механизм монетизации и так далее. Мы сейчас на таком уровне, когда просто за идею никто не дает деньги для стартапа. Либо это должна быть уникальная идея, а сам стартап должен быть зарегистрирован где-нибудь в Сингапуре. Например есть уже кейсы, когда отечественный проект получил $1 млн в Сингапуре. Также среди наших соотечественников есть Тилек Мамутов, Эркин Адылов, Кайнар Камалов, которые реализует крутые проекты в США.
Если посчитать стоимость всех стартапов с кыргызстанскими корнями, эта сумма может покрыть госдолг. Потенциал стартапов в том, что мы можем работать на весь мир.
— Насколько Кыргызстан благоприятен для стартапов?
Есть некоторые сложности в вопросах цен, налоговой системы, государственной поддержки. Такое ощущение, что у нас государство оторвано от людей, они живут сами по себе и весь мировой IT-кадровый голод поглощает всех наших специалистов. Они востребованы на других рынках, так как у нас в стране нет возможностей.
Нет условий уже с самого начала, то есть это форма регистрации, либо какие-то налоговые послабления. Есть Парк высоких технологий, но у них налоговые преференции только на аутсорсинговые услуги. Если же вы стартап, то платите как все остальные. Поэтому стартапы уходят в другие страны, где им легче выживать и получать поддержку.
— Как получить финансирование для своего проекта?
Это зависит от проекта, бизнес-модели, от роста и так далее. Как говорит мой ментор, чем больше ты не берешь инвестиции, тем лучше, потому что так ты более самостоятельный.
Инвестиции — это хорошо, но они несут определенные обязательства и иногда это может плохо сказаться на проекте. Кому-то наоборот вложения от инвесторов помогут развить стартап.
Успех зависит от многих факторов, включая хорошие знакомства, хороший бэкграунд и так далее. Здесь много переменных, которые влияют на выживание проекта.
NBFit — стартап, который развивается и масштабируется в Кыргызстане и потом уже идет на международный рынок. Нужно учиться на ошибках мировых стартапов, чтобы проект не затух. Я digital-аналитик и работала на международные стартапы, которые уже закрылись. Сейчас мы строим наш проект на основе предыдущих ошибок.
Например, ошибкой прошлых проектов было то, что мы долго разрабатывали продукт и не выпускали его. На этот раз мы запустились, и пусть у нас пока что не такой красивый сервис, но он рабочий и мы продолжаем его улучшать.
— Кто может стать стартапером?
Если в команде будут только программисты, то проект не будет успешным. У того же Стива Джобса был Стив Возняк, у Марка Цукерберга тоже была команда из разных специалистов.
Идеальная команда состоит из хастлера — того, кто развивает и продвигает продукт, и хакеров — программистов и дизайнеров. В построении IT-продукта нужны не только программисты, но и аналитики, продакт менеджеры, прожект менеджеры, дизайнеры, маркетологи.
Стартап — это дом, программист может поставить фундамент и стены, а интерьер планирует дизайнер. Часто бывает, что программисты придумывают классный продукт, но они не знают как его продать, монетизировать и так далее.
Для этого нужны менеджеры, которые могут быть драйвером и именно таких кадров сейчас не хватает.