Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Кто-то выводит капитал, а кто-то запускает производство. Актилек Тунгатаров рассказал о настроениях в бизнес-сообществе

Кто-то выводит капитал, а кто-то запускает производство. Актилек Тунгатаров рассказал о настроениях в бизнес-сообществе

Ушедший 2020 год сильно ударил по бизнесу. Из-за пандемии и политических потрясений предприниматели столкнулись с массой проблем. Сейчас положение дел у бизнесменов очень контрастное – кто-то выводит свой капитал из КР и открывает бизнес в других странах, а кто-то, наоборот, делает ставки на Кыргызстан и планирует расширение бизнеса.

О том, в каком положении находятся предприниматели и что бизнес ожидает от нового руководства страны в интервью Economist.kg рассказал исполнительный директор Американской торговой палаты в Кыргызстане Актилек Тунгатаров.

– В Кыргызстане много бизнес-ассоциаций. Расскажите, что отличает Американскую торговую палату от других?

– Из многоотраслевых ассоциаций Международный деловой совет (МДС), Ассоциация ЖИА и Американская торговая палата в Кыргызстане активно представляют интересы компаний-членов.

МДС и Американская торговая палата схожи – у нас много общих членов. Как и МДС, наша палата в большей степени представляет крупный бизнес, но есть и небольшие компании и даже индивидуальные предприниматели. Несмотря на то, что у них небольшие обороты, они хотят быть членами ассоциации и вносить свой вклад в развитие экономики.

Для любой ассоциации главным активом являются члены организации, поэтому мы гордимся, что у нас представлены: банковский сектор, строительные компании, горнодобывающие предприятия, компании из IT-сектора, также мы объединяем достойные вузы, такие как Университет Центральной Азии (УЦА) и Американский университет в Центральной Азии (АУЦА).

Американская торговая палата всегда отличалась от других ассоциаций своими мероприятиями. Мы проводим много неформальных встреч. Компании ищут полезные деловые связи, обмен опытом с другими компаниями, клиентов и получают это в нашей ассоциации.

Так как в Кыргызстане сейчас сложная ситуация – большой дефицит бюджета, у нас долгое время не было легитимной власти – все это очень сильно влияет на инвестиционный климат и работу ассоциаций.

Ассоциациям нужно быть гибкими и научиться быстро переориентироваться. Американская торговая палата будет реагировать оперативно на текущие вызовы и разрабатывать стратегию развития на будущие 5-10 лет. Я думаю, мы будем далее развивать нашу сильную сторону – помощь в расширении деловых контактов, чтобы люди видели в нас площадку, где они могут поделиться опытом и знаниями, найти инвесторов, партнеров, клиентов и заказчиков.

Мы будем усиливать блок лоббирования – это законное продвижение интересов всех налогоплательщиков Кыргызстана и, в частности, членов ассоциации. Вообще, в мире ассоциации не занимаются частными проблемами компаний, но в Кыргызстане бизнес стал часто с ними сталкиваться (проверки, суды). Поэтому, в условиях КР, мы также занимаемся частными проблемами компаний.

Другое отличие нашей ассоциации в том, что мы входим в глобальную сеть U.S. Chamber of Commerce. У наших членов есть возможность выйти на другие рынки, пообщаться с зарубежной компанией и купить у нее, например, франшизу.

– А какая связь у Палаты с Америкой?

– Связь только в том, что в любой стране мира можно создать такую палату, как наша, и при оплате ежегодного взноса иметь доступ к информации U.S. Chamber of Commerce и ее членов. На этом все. В остальном мы ничем не отличаемся от других объединений Кыргызстана.

У нас хорошие отношения с посольством США и другими международными организациями, которые разделяют нашу миссию. Мы организовываем бизнес-туры в Соединенные Штаты.

В прошлом году многие планы по поездкам не были реализованы из-за пандемии, но в этом году мы возобновим их. Это будут поездки не только в США, но и в европейские страны, Японию. Цель поездок в том, чтобы наши члены смогли увидеть опыт других компаний в решении проблем и перенять его для реализации в Кыргызстане.

– Что сейчас происходит с бизнесом в Кыргызстане?

– За два месяца после вступления в должность директора я посетил больше 30 компаний-членов Палаты и, по моим опросам, большинство из них настроены оптимистично. Наверное, это потому, что наши предприниматели, даже если не являются гражданами Кыргызстана, хотят верить в светлое будущее нашей страны.

Прошлый год с трудностями из-за пандемии, политическими событиями и нестабильностью сильно отразился на развитии бизнеса и, соответственно, экономики. У многих, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, были большие трудности. Некоторые даже испытывали проблемы с выплатой зарплат. А закрытые границы повлияли на целые отрасли. Например, представители текстильной и швейной промышленности элементарно не могли исполнять свои заказы. В целом упало количество заказов, потому что были закрыты торговые центры в городах России, которые являются основными заказчиками этой отрасли.

Поэтому ситуация на самом деле сложная. В то же время Кыргызстан имеет большой потенциал. Размер ВВП на душу населения один из самых маленьких в мире. Это говорит о том, что мы можем развиваться, даже не китайскими темпами роста, а еще больше. Это возможно, но нужны правильные управленцы – вот это самая главная проблема.
– В таком случае, что нужно предпринимать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, чтобы изменить ситуацию?

– Нужны реформы во всех отраслях. Но есть три основных направления, которые быстро изменят ситуацию и дадут устойчивый рост экономики.

Первое – у нас должна быть политическая стабильность.

Второе – законы, стратегии, решения госорганов должны работать. Необходима строгая диктатура закона. Мы часто ищем проблемы в законах и все время их переписываем. Но на самом деле они не самые плохие. Дело в их исполнении. Нужно добиться, чтобы законы исполнялись, а также, чтобы стратегии, которые принимаются руководством страны, были понятны каждому гражданину.

Третье – это суды. Это, наверное, самая главная проблема именно для бизнеса. Работающие в стране инвесторы и те, которые рассматривает Кыргызстан как место для вложения своих инвестиций, должны понимать, что в случае проблем, они могут обратиться в суд и добьются справедливых решений. Вот этого у нас нет. Коррумпированность и непрозрачность судов и судебных решений, мне кажется, эта проблема номер один для Кыргызстана.

Решить быстро эту проблему трудно. Решения принимают люди, а изменить людей очень сложно.

В долгосрочной перспективе, чтобы Кыргызстан устойчиво развивался, нужно усилить три компонента развития экономики – это капитал, технологии и человеческие ресурсы.

Капитал – вопрос, решаемый в короткие сроки. Мы занимаем деньги, получаем гранты в течение нескольких месяцев. С технологиями тоже самое: можно купить патент, франшизу и запускать производство, создавать рабочие места.

Но с третьим важным компонентом – человеческими ресурсами – сложнее. Воспитание квалифицированных кадров, людей с правильным пониманием и сознанием занимает десятилетия.

В долгосрочной перспективе нам надо воспитать таких людей, которые будут работать честно и принимать правильные решения, на какой должности бы они не находились. Будет ли этот человек в будущем судьей, президентом, министром или возглавит частную компанию.

Будущие поколения должны понимать, что в Кыргызстане надо соблюдать законы, быть честными. А такое воспитание занимает очень много времени. Поэтому я бы предложил уже сейчас обратить особенное внимание на образование и воспитание детей, начиная с детских садов.

Сейчас в сфере образования большие проблемы. Не хватает детских садов, школ. Много высших учебных заведений, но их дипломы часто не признаются. Есть 3-4 университета, которые более-менее дают хорошее образование и можно верить, что этот диплом что-то означает.

В краткосрочной перспективе, чтобы решить эту проблему, нужно более тщательно изучать успех тех стран, в которых получилось изменить ситуацию – к примеру, Грузия и Сингапур.

Я верю, что и эту проблему возможно решить, но все зависит от руководства страны.
– А что будет, если этого не сделать?

– Я даже боюсь говорить об этом, потому что точно будет развиваться негативный сценарий. Некоторые политики уже говорят, что мы превращаемся в Failed State – государство которое провалилось, у которого нет будущего.

Кыргызстан имеет очень большой внешний долг, сама сумма небольшая, если сравнивать с другими странами, но по соотношению к ВВП это около 60%. И это недопустимо огромное значение. О чем это говорит? О том, что экономика Кыргызстана очень шаткая. Если учесть, что большую часть ВВП дает маленькое количество крупных компаний, то это тоже очень большая проблема. Потеря одного крупного инвестора сильно отражается на экономике. Так не должно быть. Экономика должна состоять из большинства отраслей и уход одного инвестора не должен отражаться на стабильности.

И тут нужно помнить, что предстоящие годы будут еще сложнее из-за больших выплат по внешнему долгу. А в бюджете денег нет.

Также нужно снижать уровень теневой экономики. Некоторые эксперты говорят, что ее размер достигает 60%. Поэтому мы должны выводить компании из тени. Для этого надо принимать комплексные меры и, в первую очередь, создавать понятные условия ведения бизнеса.

– Как вы оцениваете проблему давления на бизнес со стороны силовых органов?

– Это очень большая проблема. Бизнес нуждается в четких правилах игры.

Большинство представителей предприятий, с которыми я общаюсь, даже не ожидают какой-то поддержки от государства, они просят, чтобы им просто не мешали.

Правоохранительные органы часто мешают деятельности компаний и очень негативно влияют своей работой на инвестиционный климат страны. Недавний пример с магазином «Спекулянт» – если там и были какие-то нарушения со стороны налогоплательщика, то все равно в подобные меры не должны допускаться. СНБ, МВД и другие правоохранительные органы вообще не должны взаимодействовать никоим образом с частным сектором. Те методы, которыми пользуются наше правительство, они очень дикие я бы сказал. И крайне неприемлемые.

Такие случаи всегда влияют на имидж страны. Всем известно, что в Кыргызстан никто не хочет вкладывать. Очень много крупных инвесторов, которые покинули Кыргызстан. Но нам нужны сильные брендовые компании с капиталом, чтобы они здесь создавали рабочие места, платили налоги и развивали нашу промышленность. Мы также нуждаемся в их экспертном потенциале.

Кыргызстан сейчас в ситуации, когда сложно ожидать не только новых иностранных инвесторов, ведь у нас даже многие отечественные инвесторы, которые заработали деньги в Кыргызстане, подумывают о том, чтобы вкладывать свои деньги в других странах. Это очень негативный сигнал.

Наши инвесторы должны вкладывать в Кыргызстан. Они должны, если не хватает денег, вкладывать деньги в партнерстве с другими крупными компаниями мира. А о каких иностранных инвестициях может идти речь, когда наши отечественные инвесторы не верят в будущее страны.

У нас пока есть надежда. Еще можно что-то изменить, но нужны большие изменения и реформы.

Ожидания, лично мои и бизнес-сообщества, очень большие на действующее руководство страны. На котором при этом и очень большая ответственность, и очень большой кредит доверия.

Итоги выборов показали, что народ хочет видеть президентом Садыра Жапарова. Хочется верить в перемены в лучшую сторону.

– Какое настроение у бизнес-сообщества на 2021 год?

– Я уже встретился со многими членами Палаты. Что удивительно, большая часть, более половины, точно настроены оптимистично и готовы развивать свой бизнес.

Но опять-таки этого нам недостаточно. Кыргызстан нуждается в больших инвестициях, в большем количестве рабочих мест. Мы каждый год выпускаем большое количество специалистов, выпускников вузов, а рабочие места для них не создаем. Поэтому нужен большой показатель роста экономики, чтобы мы могли обеспечивать их работой. Если этого не будет (улучшения инвестиционного климата, создания условий для ведения бизнеса, справедливых судов), то мы опять будем просто отправлять наших людей в рабочую миграцию в другие страны.

– Чем займется Американская торговая палата в этом году?

– Я, как новый директор, хочу пересмотреть стратегию развития нашей Палаты с учетом результатов опроса, который мы сейчас проводим. Это не будет стратегия, как у госорганов на 50-100 страниц, это будет одна-две страницы с четким пониманием к чему мы идем.

Предприниматели хотят общаться, делиться опытом, и мы поможем им в этом. Когда ситуация с пандемией утихнет, мы начнем наши бизнес-туры для компаний Кыргызстана в США, Европу, Японию и другие страны. Будем продолжать проведение разных семинаров, тренингов для наших компаний, которые нуждаются в информации, в новых идеях, чтобы помочь им развить свой бизнес.

Продвижение законных интересов – это второе направление. Как и раньше я буду очень открыто работать со СМИ. Усилим работу наших отраслевых комитетов при Палате, чтобы мы могли предлагать по каждым отдельным отраслям экономики свои рекомендации руководству страны.

Также будем решать проблемы бизнеса. Я вижу, что их количество растет. Судя по моему разговору с бизнес-омбудсменом Кыргызстана, количество жалоб от бизнеса растет. Будучи членом наблюдательного совета Института бизнес-омбудсмена, я и другие наши партнеры выступаем за активные действия этого института.

Американская торговая палата продолжит усиливать работу с государственными органами. Проблем много, и мы не будем стоять и наблюдать за ними со стороны. Будем открыто говорить о необходимых мерах и давать рекомендации руководству страны, в том числе через участие во всех площадках государственно-частного диалога. Будем поднимать все важные вопросы для развития бизнеса и, соответственно, экономики нашей страны.
Ad coverAd cover