Ad coverAd cover
Economist logo
Бизнес

Очень просто о частотах: Сколько их, кто ими владеет и почему половина простаивает?

Очень просто о частотах: Сколько их, кто ими владеет и почему половина простаивает?

Последние две недели Кыргызстан сотрясает так называемый «частотный скандал». Скандал на самом деле очень серьезный и даже заставил временно уйти премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева в вынужденный отпуск. При этом суть самих частот понимают далеко не все кыргызстанцы.

Частотный спектр безусловно очень ценный ресурс для государства, а значит и для всех его жителей. Но о нем говорят мало, понимают суть этого ресурса немногие, а просвещать население никто не собирается. И в этом может быть прямая заинтересованность нечистоплотных на руку госуправленцев.

Что такое частоты? Сколько их? Кому они принадлежат? Кто их использует? И какова их стоимость? На эти и другие вопросы издание Economist.kg подготовило простые, но в то же время полные ответы.

Что такое частоты?

Совсем немного о физике. Частота – это определенные колебания, которые издает одна часть оборудования, например такого как радио, чтобы другая часть оборудования – приемник – его получила.

  • Измеряют частоту периодических процессов в герцах (Гц) – потом в декагерцах (что равно 10 герцам), гектогерцах (=100 герц), килогерцах (=1000 герц, обозначается как кГц), мегагерцах (МГц), гигагерцах (ГГц), терагерцах (ТГц) и так далее.

Повторяющиеся частоты или полосы частот в диапазоне 3 кГц — 3000 ГГц создают радиочастоты (или радиоволны), по которым и передаются мобильные данные (голос, интернет).

Неосязаемые, но записанные до единицы

Частоты неосязаемые, но каждая до последней записана, пронумерована, имеет свое значение и ценность.

В Кыргызстане описаны абсолютно все стандарты частотных диапазонов. Записали их в «Национальной таблице распределения радиочастот между радиослужбами Кыргызской Республики». Это большое постановление правительства примерно на 300 страниц, в котором есть таблица распределения всех частот.

Низкие частоты отведены под низкочастотные приемники – радио, телевидение. Высокие частоты предназначены для более мощных средств связи, например, спутниковую связь.

Самое интересное – сотовая связь

Наибольший интерес в Кыргызстане вызывают частоты, которые принимают наши мобильные телефоны, а значит это те частоты, в которых работают наши сотовые операторы.

Частотный диапазон работы сотовых операторов начинается от 700 МГц и заканчивается 2700 МГц.

При этом 900 МГц – это на самом деле один из первых массовых стандартов связи GSM-900 (или 2G), который известен многим кыргызстанцам еще по первой рекламе сотового оператора Katel.

Так же 1800 МГц – это тоже узнаваемый стандарт GSM-1800. В диапазоне 900-2100 МГц работает связь стандарта 3G, а в диапазоне 800-2600 МГц наши сотовые телефоны ловят связь стандарта 4G, LTE.

Получается, сотовые операторы имеют возможность работать в диапазоне от 700 МГц до 2700 МГц – и в совокупности это 2000 МГц. Но на самом деле операторам на сегодня выделили суммарно только 1000 МГц. И каждый МГц для оператора — это ценный ресурс, который обеспечивает передачу данных (голоса, мегабайтов) своим абонентам.

Борьба за мегагерцы

В диапазоне от 700 МГц до 2700 МГц каждый оператор имеет понемногу в разных спектрах. К примеру, у одного оператора может быть набор частот в пяти диапазонах: 900-920 МГц; 1500-1530 МГц; 1800-1840 МГц; 2100-2150 МГц; 2500-2530 МГц.

Так сложилось из-за того, что оператору выдавал диапазоны частот национальный регулятор связи, которым в Кыргызстане является Госагентство связи (ГАС). В первые годы развития сотовой связи диапазоны частот могли выдавать бесплатно, потом частоты начали выставлять на аукционы.

В общей сложности операторам выделено порядка 700-800 МГц. При этом сами компании неохотно делятся информацией о количестве имеющихся частот. Примерный расклад сил на рынке сейчас такой: примерно по 100 МГц имеют сотовые операторы «О!» и MegaCom, около 50 МГц имеется у Beeline, еще порядка 30 МГц находится в использовании у скандального «КТ Мобайл».

Именно из-за ограниченной выдачи частотного диапазона разворачивается постоянная борьба на рынке за частотный спектр. Все потому, что если не будет достаточно частот, то сотовый оператор не сможет обеспечить быструю передачу постоянно растущего объема трафика между абонентами и это грозит потерей клиентов.

Пока еще не закончившийся «частотный скандал» как раз связан с поиском одним из сотовых операторов (Beeline) частотных диапазонов для себя. Компания выкупила их у ОсОО Ala-TV. Сейчас идет разбирательство о том, могло ли Госагентство связи одобрить эту сделку. Участники рынка говорят, что законодательство четко определяет возможность и правомерность сделки.

У кого остальные частоты?

Нехватка у операторов частот – это скорее искусственно созданная проблема. Виновата в этом неэффективная государственная политика в сфере связи.

Дело в том, что около 40-50% из подходящих под сотовую связь частот в диапазоне от 700 МГц до 2700 МГц не используется, никому не передано в пользование или используется частично или неэффективно. Кроме того, частоты в некоторых регионах КР не осваиваются вообще.

Каких-либо собранных в одном месте, полных, четких и открытых данных о владельцах частот в Кыргызстане просто нет. В этом плане скрытность несет огромные коррупционные риски.

Пример. Вот так выглядит прозрачное предоставление информации о владении частотами в России на примере диапазона 2500-2700 МГц:

Частоты – это такой же ценный ресурс, как, например, золото. Сложно представить, что в КР засекретили информацию о владельцах золоторудных месторождений, но с частотами именно так и получилось. И объяснять гражданам, что частоты – это ресурс, по которому нужно обязательно отчитываться о платежах со стороны держателей частот, и тем более об их продаже со стороны государства, правительство пока почему-то не собирается.

И это миллиарды долларов?

На волне «частотного скандала» отдельные депутаты громко заявляют в Жогорку Кенеше, что диапазоны частот стоят миллиарды сомов. В соцсетях этих депутатов уже цитируют с преувеличением, заявляя о стоимости частот в миллиардах долларов.

К сожалению, частоты миллиардов долларов не стоят, но, к счастью, они стоят вполне реальных миллионов долларов – а это уже сотни миллионов сомов.

Политику ценообразования определяет ГКИТС (Госкомитет информационных технологий и связи), а лицензирующим органом является Госагентство связи. Стоимость частот рассчитывается исходя из технологии передачи данных внутри частоты, ширины выставляемой на аукцион полосы (тех самых мегагерц – 5, 10, 20 или 100), географии (Бишкек или Баткен), коэффициента коммерческой привлекательности и ряда других параметров. Эта методика расчета утверждена Положением о лицензировании КР в сфере электросвязи.

Для Кыргызстана вполне реально предлагать через аукционы сотовым операторам простаивающие частоты – их немало.

В период рекордного дефицита бюджета это был бы хороший вариант пополнения госказны, взамен постоянных переговоров с внешними кредиторами о выдаче республике все новых кредитов.

Неэффективное управление

Сложившаяся за три десятилетия утопическая картина с бессмысленным простоем частот, абсолютно непрозрачной ситуацией с правами владения и множеством других проблем, говорит о полной неэффективности управления сектором связи. И это при том, что три главных сотовых оператора являются крупнейшими налогоплательщиками в стране.

Государство при умном распоряжении частотным ресурсом должно создавать условия, чтобы приходили инвесторы и максимально эффективно заполняли этот простор. Сам частотный спектр без инвесторов и операторов – это по сути, просто воздух. Вопрос к государству – как найти правильный баланс между быстрым заработком и созданием привлекательной инвестиционной среды, и как  правильно и эффективно действовать, не убив при этом бизнес. Также важно развивать связь не только в столице, но и в сельской местности, и других городах страны.

Например, если купить участок земли, то он, конечно, будет ценностью. Но он станет еще большей ценностью, если на нем начать созидать – выращивать сады или строить недвижимость. Тогда его цена вырастет.

Также отсутствие оценки эффективности использования частот даже на достаточно базовом примитивном уровне позволяет маленьким компаниям сидеть на частотах, платить копейки и наносить таким образом ущерб бюджету.

К слову, в  Кыргызстане частотного ресурса ровно столько же, сколько и в других странах мира. При этом в развитых странах уже созданы прозрачные правила работы, но в нашей стране этого пока нет.
Ad coverAd cover