Очередные поправки Бюджетного кодекса. Обзор 20 важных изменений

В Бюджетный кодекс Кыргызстана планируют внести очередные поправки. Как утверждают авторы, изменения сделают кодекс ближе к международным стандартам и адаптируют его к прогрессивным новшествам управления государственными финансами. Поправки также устранят дублирование норм и разночтения.

Обсуждать каждую поправку детально будут на общественных слушаниях, которые пройдут 1 февраля в 15:00 в Жогорку Кенеше (Восточный зал, 1 этаж). Записаться можно по телефонам: 63-88-45, 63-92-24, 69-92-67.

Пока же комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша, ПРООН и Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству предлагают кратко ознакомиться с основными важными поправками.

Обзор основных поправок:

1. Приводятся в соответствие друг с другом статьи 18 и 20 Бюджетного кодекса.

2. Усиливается подотчетность использования средств резервных фондов.

3. Дополняется перечень резервных фондов новыми фондами полномочных представителей правительства в областях и глав местных госадминистраций.

Эти резервные фонды создаются для покрытия непредвиденных расходов на экономические, социально-культурные и другие мероприятия, проводимые в области и районе и которые не были учтены в бюджете.

4. Предлагается исключение нормы (статья 32), которая предусматривала выделение из бюджета денег для инвестиций на реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) на основании технико-экономических обоснований.

Предложено готовить предложение об инициировании проекта ГЧП, вместо ТЭО, которые включают в себе экспертизу о целесообразности проектов.

5. Для упрощения процесса реализации проектов ГЧП, предлагается исключить объем средств по каждому проекту, определяемого правительством.

6. Вносятся изменения в статьи 55, 71 и 104 для приведения в соответствие друг с другом структурных элементов статей, а также исключения дублирования в целях недопущения разночтений.

7. Вносятся изменения в пункт 4 статьи 14, направленные на уточнение правовых норм и недопущения разночтений о создании внебюджетных фондов.

8. Вносится уточнение понятия «выравнивающие трансферты» в статье 54, в связи с не полным отражением сути данного инструмента межбюджетного регулирования в действующей редакции;

9. Внесено уточнение в статью 67 в части определения дозволенного объема муниципального долга;

10. Вносятся изменения для исключения пробелов статей по вопросу управления государственным долгом и определение государственных долговых гарантий;

11. Вносятся изменения в статьи, обоснованные необходимостью уточнения сроков социально-экономического прогноза для целей бюджетирования, уточняются сроки утверждения нормативных правовых актов, положения которых учитываются при определении параметров бюджета.

12. Уточняется и конкретизируется предоставляемая органами местного самоуправления информация при формировании местных бюджетов.

13. В статью 40 предлагается внести изменения, уточняющие последовательность процедур по утверждению бюджета фонда обязательного медицинского страхования;

14. Для прозрачности по источникам поступлений в бюджет фонда обязательного медицинского страхования, а также по обеспечению целевого направления средств консолидированного бюджета фонда обязательного медицинского страхования, были внесены соответствующие дополнения и изменения в статьи 41 и 42 главы 7 Бюджетного кодекса.

15. Вводится новая редакция статьи 81, регламентирующая деятельность Совета Правительства (с исключением статьи 83). Изменениями в статьях 82 и 91 подробно описывается процедура разрешения разногласий по контрольным цифрам в ходе рассмотрения и принятия Основных направлений фискальной политики на заседании Совета Правительства.

16. Вносятся дополнения в статью 105 относительно введения администрируемых счетов, предназначенных для мониторинга и контроля поступлений в бюджет;

17. Вносятся изменения в статьи Бюджетного кодекса относительно бухгалтерского учета, который  осуществляется в соответствии с Единым планом счетов на основе Бюджетной классификации, в связи с тем, что на сегодняшний день ИСУГФ еще не функционирует;

18. Проведены изменения в части совершенствования программного бюджетирования;

19. Изменения в части усиления прозрачности бюджетного процесса.

20. Изменения в статье 124 направлены на приведение в соответствие со статьей 107 Конституции КР.