Что не так с самолетами Аскарова и Дамина. Разбираем аварийные ситуации Avia Traffic и Tez Jet

[economist]В аэропорту «Манас» накануне утром совершил аварийную посадку самолет Airbus A320 авиакомпании Avia Traffic Company. Авиалайнер с 111 пассажирами и 6 членами экипажа вылетел в Анталию. Через три минуты после взлета сработала сигнализация о некорректных параметрах работы одного двигателя. Командир решил вернуться и через полчаса посадил самолет. Никто не пострадал.

У этой истории счастливый конец. Такое же хорошее завершение было еще у одной аварийной посадки самолета Avia Traffic всего лишь неделю назад и еще одной у самолета Tez Jet в начале года.

Обе авиакомпании принадлежат известным в гражданской авиации Кыргызстана людям

Кариму Дамину

и

Алику Аскарову

.

Как давно их связывает один бизнес? Как часто совершают аварийные посадки их самолеты? А также полный расклад по возрасту лайнеров читайте в обзоре

Economist.kg

.

Кто стоит за авиакомпаниями

Карим Дамин. Совладелец обеих компаний и генеральный директор Avia Traffic Company, созданной в 2003 году и работающей на рынке 15 лет.

До создания Avia Traffic он занимал руководящие посты в государственных авиакомпаниях Kyrgyzstan Airlines («Кыргызстан Аба Жолдору») и Altyn Air (сейчас Air Kyrgyzstan).

Алик Аскаров. Совладелец Avia Traffic Company и генеральный директор Tez Jet. Официально не значится в учредителях последней компании, но ее совладельцем является его сын Максим Аскаров.

С 1996 по 2008 годы Алик Аскаров занимал посты президента национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору», гендиректора «Кыргызаэронавигации», главы авиакомпании Altyn Air и директора Департамента гражданской авиации.

В 2008 году после одной из крупнейших авиакатастроф в истории страны – падения самолета Itek Air под Бишкеком, унесшего жизни 65 человек, – Аскаров подал в отставку с должности главы Департамента гражданской авиации.
Тогда он заявил, что должен понести ответственность за случившуюся авиакатастрофу поэтому из-за моральных и человеческих принципов добровольно уходит со своего поста.

В 2013 году Алик Аскаров стал гендиректором Tez Jet.

Максим Аскаров. Совладелец Tez Jet и сын Алика Аскарова. В 2008 году закончил Кыргызский авиационный колледж им. Абдырахманова. Был командиром самолета Boeing-737 в Avia Traffic Company.

Фотография опубликована в профиле Аскарова на Facebook в 2011 году

Эсен Мамытов. Новый совладелец Avia Traffic. Долю в авиакомпании он выкупил в марте этого года у Эрика Акматова, который до продажи авиабизнеса дополнительно приобрел 2.5% акций «Росинбанка» и увеличил свою долю владения финорганизации до 7.5%.

Сведений о Мамытове очень мало. Известно только, что он является директором охранного агентства «Молния-Чагылган секьюрити».

Как часто случаются аварийные ситуации

У Avia Traffic только за последнюю неделю было две аварийные ситуации. Накануне с отправившемся из Бишкека самолетом в Анталию и 29 июля с лайнером также вылетевшем на этот турецкий курорт, но уже из Оша.

У летевшего рейсом Ош – Анталья и совершившего аварийную посадку в Бишкеке самолета не закрывалось шасси, сообщили Kaktus.media работники аэропорта «Манас».

Во время приземления
все экстренные службы

аэропорта были готовы принять самолет. На борту было 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Самолет совершил посадку благополучно.

Представители авиакомпании Avia Traffic накормили 89 пассажиров и увезли их в гостиницу. Позже их отправили другим самолетом.

У Tez Jet были постоянные проблемы в начале этого года.

1 марта самолет Avro RJ85 вылетевший в Баткен совершил аварийную посадку в «Манасе» из-за отказа левого двигателя. По данному факту было заведено уголовное дело по части первой статьи «Нарушение правил безопасности движения и/или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».

«Я думал, мы все умрем». Рассказы пассажиров самолета, который сел аварийно

13 и 27 марта самолеты авиакомпании также направлявшиеся в Баткен вынуждены были вернуться в аэропорт «Манас». Однако причиной этого стали плохие погодные условия. В данном случае никаких технических проблем не было, сообщал перевозчик.

Отметим, что у основного конкурента Avia Traffic и Tez Jet авиакомпании Air Manas за последние годы не было каких-либо серьезных проблем с самолетами и аварийных ситуаций.

У авиакомпаний старые самолеты?

Специалисты против того, чтобы возраст самолетов связывали с безопасностью полетов. Но лайнеры кыргызстанских авиакомпаний действительно старые.

Перевозчики не закупают новые самолеты – только б/у (бывшие в употреблении) и зачастую в лизинг, то есть в рассрочку.

Авиапарк Avia Traffic состоит из шести самолетов (четыре Boeing-737 и два Airbus A320), что делает ее крупнейшей в Кыргызстане. Средний возраст авиалайнеров составляет 25 лет.

Это не худший показатель в сравнении с другими авиакомпаниями в КР, но для мировой практики достаточно высокий.

К примеру, в составленном год назад большом рейтинге среднего возраста авиапарка 30 крупнейших мировых перевозчиков самый плохой показатель был у Delta Airlines – 17 лет.

У российского «Аэрофлота» средний возраст всех самолетов (около 250 лайнеров) составляет всего 4 года. У казахстанской Air Astana – 8 лет.

if("undefined"==typeof window.datawrapper)window.datawrapper={};window.datawrapper["GVx2y"]={},window.datawrapper["GVx2y"].embedDeltas={"100":467,"200":467,"300":467,"400":467,"500":467,"700":467,"800":467,"900":467,"1000":467},window.datawrapper["GVx2y"].iframe=document.getElementById("datawrapper-chart-GVx2y"),window.datawrapper["GVx2y"].iframe.style.height=window.datawrapper["GVx2y"].embedDeltas[Math.min(1e3,Math.max(100*Math.floor(window.datawrapper["GVx2y"].iframe.offsetWidth/100),100))]+"px",window.addEventListener("message",function(a){if("undefined"!=typeof a.data["datawrapper-height"])for(var b in a.data["datawrapper-height"])if("GVx2y"==b)window.datawrapper["GVx2y"].iframe.style.height=a.data["datawrapper-height"][b]+"px"});

Авиапарк Tez Jet состоит из двух самолетов Avro RJ85 (модифицированные BAe 146-200) производства British Aerospace. Один лайнер 1996 года выпуска, второй – 1997-го.

Количество самолетов у перевозчика сократилось. Еще в начале года за авиакомпанией числился еще один самолет – обычный BAe 146-200, выпущенный в 1990 году.

Кыргызстанские авиакомпании начали ощущать проблемы в 2015 году из-за девальвации российского рубля. Отечественные перевозчики продолжают оставаться зависимыми от ситуации в России.

В этот год Avia Traffic впервые за долгие годы не показала роста количества перевезенных пассажиров, рассказывал Карим Дамин. Из-за девальвации рубля доходы компании в долларовом эквиваленте сократились на 20% и, соответственно, коренным образом изменились планы по модернизации флота.