Законодательное снижение процентных ставок в КР грозит сокращением доступа бизнеса к кредитам – МДС

Economist.kg
Законодательное снижение процентных ставок в КР грозит сокращением доступа бизнеса к кредитам – МДС

Депутаты Жогорку Кенеша инициировали законопроект, согласно которому предлагается снизить предельно допустимый кредитный процент. Согласно законопроекту, процентная ставка должна быть привязана к средневзвешенной номинальной ставке, определяемой Нацбанком, с добавлением 3% для комбанков и 7% для небанковских организаций.

По мнению Международного делового совета (МДС) КР, введение таких нерыночных норм регулирования приведет к тому, что во многих случаях финансово-кредитная деятельность станет нерентабельной. В бизнес-сообществе представили ряд аргументов, чтобы выразить свою позицию по поводу данных изменений.

Как складывается процентная ставка?

В рыночной экономике процентные ставки формируются спросом и предложением, отражая стоимость денег, инфляцию и риски. Законодательно ограничивая ставки, государство искажает рынок: банки сокращают кредитование, ограничивая доступ к деньгам, что ведет к дефициту кредитных ресурсов, росту теневого рынка и снижению конкуренции.

Кроме того, финансовые учреждения теряют возможность учитывать инфляцию и риски, делая кредитование убыточным. Законопроектом также не учитываются себестоимость кредитов и принцип формирования процентной ставки. Процентные ставки по кредитам формируются с учетом стоимости привлеченных средств, включая депозиты и международное финансирование, а также валютных и страновых рисков.

При формировании процентных ставок учитываются также нормативные требования по формированию резервов, уплата налогов и других обязательных отчислений, операционные расходы и прочие издержки финансово-кредитных учреждений. Искусственное снижение процентных ставок может ограничить доступность кредитов для предпринимателей, поскольку финансовые учреждения будут вынуждены ужесточить условия кредитования из-за сокращения доходности и повышенных рисков.

Текущее состояние рынка

По данным Нацбанка КР, в 2023 году средневзвешенная процентная ставка по кредитам в Кыргызстане составила 18% при объеме кредитного портфеля 257 млрд сомов, что является умеренным показателем на фоне сравнительно небольшого рынка.

Для сравнения, в Казахстане ставки составили 19.2% и 19.1% соответственно при портфеле в 5.08 трлн сомов, в Узбекистане – 23.67% и 21.98% при 3.15 трлн сомов, а в России ставки варьировались от 13.18% до 19.53% при портфеле в 73 трлн сомов.

Более крупные кредитные портфели позволяют банкам снижать ставки за счет масштабной экономии и эффективного распределения рисков, что способствует привлечению дешевых ресурсов и повышению спроса. Тем не менее, Кыргызстан демонстрирует конкурентоспособный уровень ставок даже при ограниченном объеме рынка.

Влияние на рынок микрофинансирования

Принятие предлагаемого законопроекта может также оказать серьезное негативное воздействие и на микрофинансовые организации. Активы сектора могут снизиться до 15-16 млрд сомов, а кредитный портфель – до 14-15 млрд сомов.

Микрокредиты являются важным источником финансирования для самозанятых граждан, особенно в тех регионах страны, жители которых не имеют достаточного доступа к банковским кредитам. Снижение поддержки МФО затруднит их возможность получать кредиты, что окажет негативное воздействие на малый бизнес и самозанятых.

Ограничение на использование третейских судов

Законопроект также предусматривает ограничение возможности передачи споров по договорам залога в третейский суд, что увеличит нагрузку на государственные суды, снизит скорость и эффективность урегулирования споров, повысит риски для кредиторов.

Предлагаемое изменение также подрывает свободу договора и доверие к альтернативным методам разрешения споров, что дополнительно повлияет на деловой климат в стране.

Как снизить процентные ставки рыночными методами?

Для достижения целей законопроекта целесообразно рассмотреть варианты стимулирования конкуренции на финансовом рынке, в том числе через либерализацию рынка финансовых услуг, создание условий для привлечения инвестиций и внешнего финансирования, ускорение цифровизации банковских услуг, совершенствование законодательства в области защиты прав потребителей, создание системы налоговых льгот для финансовых организаций, а также усиление мониторинга и контроля за финансовыми организациями.

МДС выражает надежду, что представленные замечания будут рассмотрены и учтены, а законопроект будет направлен на дальнейшую доработку.

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

По теме

Главные новости

Последние новости