Законодательное снижение процентных ставок в КР грозит сокращением доступа бизнеса к кредитам – МДС
Депутаты Жогорку Кенеша инициировали законопроект, согласно которому предлагается снизить предельно допустимый кредитный процент. Согласно законопроекту, процентная ставка должна быть привязана к средневзвешенной номинальной ставке, определяемой Нацбанком, с добавлением 3% для комбанков и 7% для небанковских организаций.
По мнению Международного делового совета (МДС) КР, введение таких нерыночных норм регулирования приведет к тому, что во многих случаях финансово-кредитная деятельность станет нерентабельной. В бизнес-сообществе представили ряд аргументов, чтобы выразить свою позицию по поводу данных изменений.
Как складывается процентная ставка?
В рыночной экономике процентные ставки формируются спросом и предложением, отражая стоимость денег, инфляцию и риски. Законодательно ограничивая ставки, государство искажает рынок: банки сокращают кредитование, ограничивая доступ к деньгам, что ведет к дефициту кредитных ресурсов, росту теневого рынка и снижению конкуренции.
Кроме того, финансовые учреждения теряют возможность учитывать инфляцию и риски, делая кредитование убыточным. Законопроектом также не учитываются себестоимость кредитов и принцип формирования процентной ставки. Процентные ставки по кредитам формируются с учетом стоимости привлеченных средств, включая депозиты и международное финансирование, а также валютных и страновых рисков.
При формировании процентных ставок учитываются также нормативные требования по формированию резервов, уплата налогов и других обязательных отчислений, операционные расходы и прочие издержки финансово-кредитных учреждений. Искусственное снижение процентных ставок может ограничить доступность кредитов для предпринимателей, поскольку финансовые учреждения будут вынуждены ужесточить условия кредитования из-за сокращения доходности и повышенных рисков.
Текущее состояние рынка
По данным Нацбанка КР, в 2023 году средневзвешенная процентная ставка по кредитам в Кыргызстане составила 18% при объеме кредитного портфеля 257 млрд сомов, что является умеренным показателем на фоне сравнительно небольшого рынка.
Для сравнения, в Казахстане ставки составили 19.2% и 19.1% соответственно при портфеле в 5.08 трлн сомов, в Узбекистане – 23.67% и 21.98% при 3.15 трлн сомов, а в России ставки варьировались от 13.18% до 19.53% при портфеле в 73 трлн сомов.
Более крупные кредитные портфели позволяют банкам снижать ставки за счет масштабной экономии и эффективного распределения рисков, что способствует привлечению дешевых ресурсов и повышению спроса. Тем не менее, Кыргызстан демонстрирует конкурентоспособный уровень ставок даже при ограниченном объеме рынка.
Влияние на рынок микрофинансирования
Принятие предлагаемого законопроекта может также оказать серьезное негативное воздействие и на микрофинансовые организации. Активы сектора могут снизиться до 15-16 млрд сомов, а кредитный портфель – до 14-15 млрд сомов.
Микрокредиты являются важным источником финансирования для самозанятых граждан, особенно в тех регионах страны, жители которых не имеют достаточного доступа к банковским кредитам. Снижение поддержки МФО затруднит их возможность получать кредиты, что окажет негативное воздействие на малый бизнес и самозанятых.
Ограничение на использование третейских судов
Законопроект также предусматривает ограничение возможности передачи споров по договорам залога в третейский суд, что увеличит нагрузку на государственные суды, снизит скорость и эффективность урегулирования споров, повысит риски для кредиторов.
Предлагаемое изменение также подрывает свободу договора и доверие к альтернативным методам разрешения споров, что дополнительно повлияет на деловой климат в стране.
Как снизить процентные ставки рыночными методами?
Для достижения целей законопроекта целесообразно рассмотреть варианты стимулирования конкуренции на финансовом рынке, в том числе через либерализацию рынка финансовых услуг, создание условий для привлечения инвестиций и внешнего финансирования, ускорение цифровизации банковских услуг, совершенствование законодательства в области защиты прав потребителей, создание системы налоговых льгот для финансовых организаций, а также усиление мониторинга и контроля за финансовыми организациями.
МДС выражает надежду, что представленные замечания будут рассмотрены и учтены, а законопроект будет направлен на дальнейшую доработку.