Банки КР могут потерять доступ к международным платежам из-за работы с подсанкционными компаниями из РФ

В последнее время граждане и бизнес Кыргызстана все чаще сталкиваются с ограничениями по платежам через системы международных денежных переводов и банковскую систему. Приостановлены денежные переводы через «Сбербанк», «Тинькофф» и другие российские банки, попавшие в санкционные списки. Некоторые зарубежные банки также прекратили свое сотрудничество с кыргызскими финансовыми учреждениями, например корейский Kookmin Bank с сентября 2024 года прекратил долларовые операции с банками Кыргызстана.

С чем это связано и какое дальнейшее развитие событий можно ожидать, рассказала эксперт по финансовым вопросам Нургуль Акимова.

– Как международные санкции в отношении России влияют на нашу отечественную финансовую систему? Как в этом контексте работают вторичные санкции?

– Международные санкции, введенные против России, существенно влияют на всю международную финансовую систему. Первые ограничения были наложены в 2014 году после событий в Крыму, а с 2022 года санкции значительно усилились. Они ограничивают доступ российских банков и компаний к международным рынкам капитала, платежным системам и передовым технологиям. Одним из самых заметных примеров является отключение ряда крупных российских банков от системы SWIFT — важнейшей платформы для международных финансовых транзакций.

Вторичные санкции играют ключевую роль в расширении этих ограничений. Они направлены не только на подсанкционные российские организации, но и на любые иностранные компании или банки, которые продолжают с ними работать. Закон США CAATSA (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act), принятый в 2017 году регулирует введение таких санкций.

Международные участники вынуждены избегать сотрудничества с российскими компаниями, опасаясь попадания под ограничения. В результате, экономическая изоляция России становится более комплексной, так как санкции охватывают не только непосредственных участников, но и тех, кто продолжает с ними взаимодействовать.

– Высказываются мнения, что Кыргызстан не должен ограничивать свое сотрудничество с российскими компаниями, попавшими под санкции, потому что это приносит большие неудобства нашим гражданам, в особенности мигрантам, а также отечественному бизнесу осуществляющему торговлю с Россией?

– Если кыргызские банки продолжат без ограничений сотрудничать с российскими компаниями и финансовыми учреждениями, входящими в санкционные списки, они рано или поздно неизбежно попадут под вторичные санкции и потеряют доступ к международным платёжным системам и корреспондентским счетам в долларах и евро. Вторичные санкции США могут ограничить и другие возможности взаимодействия с международными финансовыми учреждениями. Это будет критично для банковской системы Кыргызстана.

Кроме того, сотрудничество с подсанкционными организациями может привести к репутационным рискам. Международные партнеры могут отказаться от работы с кыргызскими финансовыми учреждениями, опасаясь косвенного попадания под санкции.

Соблюдение санкционных требований на самом деле приносит ряд неудобств нашим гражданам и бизнесу, но последствия вторичных санкций в случае их введения против нашей финансовой системы будут намного хуже. Фактически мы окажемся в полной финансовой изоляции, что может привести к краху нашей экономики. Недаром все соседние страны, включая Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, строго соблюдают санкционные требования, хотя у них также большое количество мигрантов и тесных экономических связей с Россией. Нам не стоит рисковать в этом вопросе ради сиюминутной выгоды. И регулятор в лице Национального Банка должен строго следить за этим процессом.

– В августе 2024 года Министерство финансов США ввело дополнительные санкции против примерно 400 российских юридических и финансовых лиц, включая компанию «Центр финансовых технологий» (ЦФТ). Каковы причины этих мер и их последствия?

– Санкции против ЦФТ были введены 23 августа 2024 года как часть более широкого комплекса мер, направленных на блокирование российских платежных систем, используемых для обхода международных ограничений. Введение этих санкций было возможно из-за Указа президента США №14024 от 15 апреля 2021 года, который дает полномочия санкционировать компании, поддерживающие финансовую инфраструктуру для обхода санкций.

ЦФТ играет важную роль в работе систем, таких как «Золотая Корона», которая позволяла российским банкам и гражданам продолжать международные операции после отключения от SWIFT.

– Какие меры могут предпринять наши финансовые институты для минимизации рисков, связанных с санкциями?

– Вторичные санкции уже продемонстрировали свою эффективность в глобальной экономике и, скорее всего, их значимость будет возрастать. Для минимизации рисков финансовым институтам необходимо внедрить многоуровневый подход. Во-первых, это усиленный мониторинг всех транзакций и соблюдение международных стандартов комплаенса, таких как программы «Знай своего клиента» (KYC) и «Противодействие отмыванию денег» (AML). Важно регулярно обновлять данные по подсанкционным лицам и организациям, опираясь на списки, такие как SDN (Specially Designated Nationals), публикуемые Управлением по контролю за иностранными активами США (OFAC).

Кроме того, важно понимать законодательные требования, такие как CAATSA и Международный закон о чрезвычайных международных экономических полномочиях (IEEPA), которые могут быть применены в случае нарушения санкционного режима. Компании должны внедрять строгие внутренние механизмы контроля и регулярно обучать сотрудников, чтобы избежать возможных нарушений.