595 млн сомов за полгода: налоги Яндекс Такси растут почти вдвое
Почему летом поездка на такси обходится дороже, чем зимой, и сколько водителей ежедневно выходит на линию? Какие документы нужны для лицензии и кто в итоге платит налоги за поездку? На встрече с журналистами руководитель «Яндекс Кыргызстан» Тилек Сулайманов рассказал, сколько в стране работает водителей сервиса, как формируется цена, какие требования предъявляют к таксистам и сколько налогов компания перечисляет в бюджет.
Сколько водителей и где они работают
Сегодня в Кыргызстане ежемесячно активны более 100 тысяч водителей, из них около 70% в Бишкеке, а 30% в регионах. География охватывает 13 городов, за исключением Нарына, а по стране работают более 500 таксопарков.
По словам Сулайманова, активным водителем считается тот, кто выполнил хотя бы одну поездку в месяц. В сутки на линию выходит в среднем 17.5 тысяч таксистов, но цифра меняется ежедневно.
«Зимой их больше, летом меньше, потому что многие уезжают на заработки за границу, а возвращаются осенью», – пояснил он.
За рулем работают люди самых разных возрастов: от студентов до мужчин старше 60 лет. Есть также женщины и водители с ограниченными возможностями.
«В среднем, если водитель на арендованной машине работает по восемь часов в день с графиком шесть через один, то к концу месяца он зарабатывает около 50 тысяч сомов чистыми. А если машина своя, то сумма доходит примерно до 80 тысяч», – отметил Сулайманов.

Как формируется цена
Цена поездки напрямую зависит от тарифа. В нее входят минимальная стоимость посадки, километраж, минуты в пути и дополнительные опции – например, если водитель подает машину издалека.
Как отметил руководитель, итоговая сумма умножается на коэффициент спроса. Поэтому летом, когда меньше водителей, цена растет, а осенью снова снижается.
Лицензирование и безопасность
Официально лицензирование такси направлено на обеспечение безопасности пассажиров и водителей. Для того чтобы получить лицензию, необходимы справка о несудимости, договор с таксопарком, ОСАГО, страховка пассажиров, техосмотр и медосмотр. При этом с 22 августа 2025 года лицензии не выдаются автомобилям с правым рулем, хотя порядка 7 тысяч таких машин уже работают в сфере такси.
Кстати, с 2023 года «Яндекс» дополнительно страхует все поездки.
«Если случается ДТП, ущерб возмещается и пассажиру, и водителю. Это не требование закона, а наша инициатива», – подчеркнул руководитель.
Как наказывают водителей
Для нарушителей предусмотрены разные санкции, но самым строгим считается перманентное ограничение – полное лишение доступа к заказам. Система привязывает аккаунт к водительскому удостоверению, поэтому вернуться в сервис уже невозможно.
«Если водитель зарегистрирован в Бишкеке, он не сможет работать, например, в Казахстане», – пояснил Сулайманов.
Сегодня сервисы компании работают в 38 странах мира, включая Центральную Азию, Африку и Латинскую Америку. В ближайшее время сервис планирует выйти и на рынок Саудовской Аравии.
Кто и сколько платит налогов
Налоги в системе Яндекс Такси платят все участники – водитель, таксопарк и сама компания. При стоимости поездки в 100 сомов водитель получает около 79 сомов. Таксопарк забирает примерно 3%, а вознаграждение «Яндекса» за доступ партнеров к сервису составляет от 10% в регионах, включая НДС и НсП, до 17.3% в самом дорогом тарифе в Бишкеке.
С сентября компания также стала налоговым агентом и теперь сама рассчитывает и удерживает с доходов водителей 1% подоходного налога и 1% страховых взносов.
«Водителям не нужно самим переводить налоги – мы делаем это за них», – подчеркнул Сулайманов.
Он также сообщил, что в 2024 году «Яндекс Такси» перечислил в бюджет 472 млн сомов, а только за первую половину 2025-го – уже 595 млн сомов.
В Кыргызстане «Яндекс» стал первой иностранной организацией, зарегистрированной в налоговой для уплаты так называемого «налога на Google». В 2022 году эта сумма превысила 100 млн сомов.

Социальные проекты
Компания также поддерживает благотворительные организации, которые работают с детьми. Ежемесячно компания выделяет определенную сумму на бесплатные доставки и поездки для фондов и их подопечных, которым трудно пользоваться общественным транспортом.
Кроме того, в рамках акции «Щедрый ноябрь» с каждого 10 км поездки 1 сом уходит на благотворительность. В 2024 году удалось собрать 1 млн 50 тысяч сомов.
По словам Сулайманова, «Яндекс Кыргызстан» также инвестирует в образование. Компания проводит бесплатные курсы по программированию для учителей и школьников.
«В первом выпуске у нас был самый пожилой участник – учитель информатики из Нооката, ему 62 года. Он прошел курс быстрее остальных. Сегодня мы готовим уже третий сезон, и участников становится все больше», – заключил руководитель.