Авиационные власти КР надеются выйти из «черного списка» ЕС до конца 2025 года

Авиационные власти КР надеются выйти из «черного списка» ЕС до конца 2025 года

Кыргызстан находится на финальном этапе выхода из «черного списка» Евросоюза. Об этом сообщил директор Государственного агентства гражданской авиации (ГАГА) Данияр Бостонов на брифинге 19 февраля 2025 года.

По его словам, республика успешно прошла два онлайн-аудита, а 9 марта ожидается приезд аудиторов Евросоюза в Бишкек – впервые за 20 лет.

«За два года мы прошли два аудита по безопасности полетов и авиационной безопасности. Безопасность полетов – это все, что связано с производством рейсов, а авиационная безопасность касается защиты аэропортов и воздушных судов от незаконного вмешательства», – пояснил Бостонов.

Он отметил, что КР соответствует международным авиационным стандартам и выполнила все требования для выхода из списка. Для этого были переведены на английский язык и направлены в ЕС сотни документов, доказывающих прозрачность и контроль в авиационной отрасли.

«Представьте комнату в 80 м², полностью заполненную документами до потолка. Это была колоссальная работа», – добавил глава ГАГА.

Финальное решение примут на заседании Комитета по транспорту и туризму (TRAN) Европарламента в ноябре. Там Кыргызстан представит свои аргументы перед авиационными агентствами стран ЕС.

«Вопрос уже не в том, выйдем мы или нет. Мы выйдем однозначно. Просто, возможно, потребуется дослать некоторые документы», – заявил Бостонов.

Новые перспективы для кыргызской авиации

По данным руководства ГАГА, выход из «черного списка» позволит Кыргызстану восстановить прямые полеты в Евросоюз, привлечь инвестиции и получать воздушные суда по более выгодным условиям лизинга. Это также откроет двери кыргызским авиационным специалистам для работы в Европе.

Бостонов также пояснил, что нахождение в «черном списке» снижает рыночную стоимость воздушных судов, поступающих в страну.

«Допустим, самолет Airbus продается за $1 тысячу. Если он поступает в страну, не входящую в «черный список», его цена не меняется. Но если судно направляется в государство из списка, стоимость может снизиться, скажем, до $800. Это фактор, который отпугивает инвесторов», – пояснил он.

Кроме того, после выхода страны из списка авиакомпании КР смогут подать заявки на исключение в индивидуальном порядке.

«Сейчас даже при желании авиакомпании выйти из списка ей откажут, поскольку сама страна в нем числится. Как только государство выходит, процесс для авиаперевозчиков становится проще», – отметил Бостонов.

Кыргызстан ожидает окончательное решение от ЕС до конца 2025 года.