Кыргызстан наращивает внешнюю торговлю и усиливает логистические мощности – обзор

Economist.kg
Кыргызстан наращивает внешнюю торговлю и усиливает логистические мощности – обзор

Увеличение экспорта на фоне растущих объемов промышленного производства, низкие показатели логистической эффективности Кыргызстана, расширение приграничной инфраструктуры — подробнее об этом в дайджесте новостей логистики в январе 2025 года.

Внешняя торговля растет

Объем внешней торговли Кыргызстана за 11 месяцев 2024 года достиг $14.6 млрд, при этом экспорт увеличился на 21.3%, а импорт снизился на 0.8%. Однако пока в общей структуре товарооборота преобладает импорт, на долю которого приходится 76.4%, доля экспорта составляет 23.6%. За этот же период объем взаимной торговли КР с государствами, входящими в ЕАЭС, достиг $4.5 млрд — на 9.1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Главные торговые партнеры — Россия (71.2% от общего объема) и Казахстан (26.9%).

«Рост экспорта можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, растет объем промышленного производства — за 2024 год он превысил 585 млрд сомов ($6.7 млрд), что на 5.6% больше, чем годом ранее. За год в стране открылось 150 промышленных предприятий. Во-вторых, экспорт в Россию вырос на 46% — именно это сотрудничество во многом повлияло на экспортные показатели», — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

В Бишкеке построят таможенный центр

В Кыргызстане в окрестностях Бишкека состоялась закладка многофункционального логистического центра, специализирующегося на таможенных процедурах. Его площадь превысит 130 тысяч м², значительную часть займут склады. Их оснастят современными системами для поддержания температурного режима и холодильными установками, предназначенными для хранения продуктов питания, товаров с коротким сроком годности и медицинских препаратов. Инвестиции в проект составляют $21 млн. Его реализацией займется частная компания.

«В Кыргызстане планируется строительство ещё 20 крупных логистических центров в течение ближайших пяти лет, — отметил Эмирлан Бейилбаев. — В докладе Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируется, что объем грузоперевозок через Центральную Азию к 2030 году вырастет в 1.5 раза, достигнув 95 млн тонн. Чтобы значительная часть грузов шла через Кыргызстан, нашей стране нужно инвестировать в развитие транспортной и логистической инфраструктуры».

Расширение мощности погранпунктов

Российско-кыргызский фонд развития приступил к финансированию проекта строительства современного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Кокчо-Коз» вдоль трассы Иркештам — Ош — Узбекистан. Фонд вложит в проект $3.5 млн, общий же объем инвестиций составит $12 млн. Логистический центр будет ежедневно обслуживать от 500 до 700 автотранспортных средств, предоставляя полный комплекс транспортно-логистических услуг, включая контроль и таможенное оформление грузов, а также их хранение. Это позволит не только систематизировать транспортно-логистические потоки на «Иркештаме», но и разгрузить таможенный пункт «Достук».

«В Кыргызстане в течение 2024 года все 14 пунктов пропуска на внешней границе ЕАЭС приведены в соответствие единым правилам союза. Это позволяет грузоперевозчикам и логистам всех стран «разговаривать на одном языке»,  то есть оперировать едиными понятиями и категориями. Новые ТЛЦ ускорят обработку грузов и позволят Кыргызстану стать более привлекательным партнером для контрагентов как из стран-участниц ЕАЭС, так и других государств — в первую очередь, Китая и ЕС», — говорит Эмирлан Бейилбаев.

Кыргызстан – на 128-м месте в рейтинге по эффективности логистики

Кыргызстан занял 128-е место из 139 в рейтинге эффективности логистики за 2024 год, по версии Всемирного банка. В 2023 году страна находилась на 123-й позиции с тем же индексом — 2.3. В Центральной Азии по этому показателю лидирует Казахстан, занявший 95-е место. Узбекистан на 107 месте, Таджикистан — на 124-ом. В тройке мировых лидеров Сингапур (4.3), Финляндия (4.2) и Германия (4.1). Индекс эффективности логистики выводится на основе шести показателей: эффективности таможенного контроля, качества транспортной инфраструктуры, уровня международных перевозок, качества логистических услуг, возможности отслеживания грузов и соблюдения сроков доставки.

«По всем шести критериям Кыргызстан получил примерно одинаковые баллы — от 2.2 до 2.4. Думаю, что базовый показатель, от которого зависят и все остальные, — это качество транспортной и логистической инфраструктуры. С учетом реализуемых проектов по строительству автомобильных дорог и логистических центров у нас есть все шансы серьезно подтянуться к следующему рейтингу, — говорит Эмирлан Бейилбаев. — Что касается отслеживания грузов, то в Кыргызстане есть инструменты для этого — например, экосистема ATI.SU. Однако освоение современных цифровых сервисов идет слишком медленно — участники рынка не привыкли пользоваться ими и предпочитают работать по старинке, с помощью звонков и таблиц. Но и в этой сфере ситуаций будет улучшаться — мы это видим по ежегодному росту количества пользователей Биржи грузоперевозок».

Подписывайтесь на рассылку дайджестов

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту

To complete Subscribe, click the confirmation link in your inbox. If it doesn’t arrive within 3 minutes, check your spam folder.

Хорошо, спасибо

Последние новости

Главные новости

Последние новости