Перейти к содержимому

Городской смог оказался опаснее сигарет. Исследование Чикагского университета

Ежегодно с первыми холодами в Бишкек возвращается смог. На протяжении всей зимы небо над столицей и ее улицы утопают в ядовитой дымке. Экоактивисты бьют тревогу и уже много лет подряд пытаются привлечь внимание властей к проблеме. Однако ситуация не двигается с мертвой точки. 

Последние исследования Чикагского университета указывают: загрязнение воздуха стало большей проблемой, чем курение. Ожидается, что продолжительность жизни людей в ряде регионов мира сократится в среднем на пять лет, если нынешний высокий уровень загрязнения сохранится. Бишкек не исключение.

Коптящие печи и выхлопные трубы

Среди множества причин появления смога над Бишкеком специалисты выделяют несколько ключевых: перегруженность города морально устаревшим транспортом, выхлопные газы которого не отвечают нормам экологической безопасности, и печное отопление частного сектора.

Около 130 килограммов загрязняющих веществ за сезон выбрасывает один дом, отапливающийся углем.

Такие данные в начале осени привел на брифинге начальник регионального управления «Бишкек - Аламедин» Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Нурлан Шаршеев.

Переход на газовое отопление жилых массивов мог бы значительно снизить вредные выбросы, однако газификация частных домов – процесс не из дешевых, и далеко не все жители частного сектора столицы могут себе позволить альтернативное топливо.

В этом году Минприроды совместно с Патрульной милицией начали делать первые шаги в деле борьбы с вредными выбросами автомобилей. Ведутся рейды по выявлению машин без катализаторов.

«Инспектора мобильных постов Минприроды, оборудованные газоанализаторами, в ходе проверок измеряют количество вредных выбросов выхлопных газов автомобилей, работающих на бензиновом и дизельном топливе: оксида углерода (CО), диоксида углерода (СО2), углеводородов и других соединений. Также проводят разъяснительную работу по обязательной установке катализаторов на авто», – отмечают в министерстве.

Однако предварительные результаты не внушают оптимизма. С 1 марта в Бишкеке проверено более 425 машин, в отношении 200 из них составлены протоколы о нарушениях, выписаны штрафы на сумму 950 тысяч сомов.

Исходя из выборки, каждый второй автомобиль в столице не соответствует нормам экологической безопасности.

Ситуация усугубляется, если учесть, что только по официальной статистике в Кыргызстане зарегистрирован 1 миллион 113 тысяч легковых автомобилей. Львиная доля из них сконцентрирована в крупных городах – Бишкеке и Оше.

Когда свежий воздух вреднее сигареты

Загрязнение твердыми частицами остается самым большим внешним риском для здоровья человека в мире. Его воздействие на продолжительность жизни сравнимо с курением, в три раза превышает последствия употребления алкоголя и в пять раз –автокатастроф. К такому выводу пришли исследователи из Чикагского университета. Итоги анализа опубликованы в докладе Air Quality Life Index.

В случае с курением у человека есть выбор – завязать с вредной привычкой  либо перейти на менее вредные альтернативы. Со смогом у жителей Бишкека такого выбора нет.

Просто представьте, что каждый раз, выходя на улицу зимой, вы (сами того не желая) «выкуриваете» без остановки одну сигарету за другой. Таким же вредным воздухом дышат дети, пожилые люди, беременные.

«Во многих загрязненных странах отсутствует базовая инфраструктура по борьбе с загрязнением воздуха. Азия и Африка являются двумя наиболее яркими примерами. На их долю приходится 92,7 процента лет жизней, потерянных из-за загрязнения. Лишь 6,8 и 3,7 процента правительств в Азии и Африке соответственно предоставляют своим гражданам полностью открытые данные о качестве воздуха. Кроме того, только 35,6 и 4,9 процента стран Азии и Африки соответственно имеют стандарты качества воздуха – самый основной элемент политики», – говорится в исследовании.

В Кыргызстане также наблюдается проблема с качеством предоставления информации о загрязнении воздуха.

В начале года часть установленных в Бишкеке датчиков, следящих за уровнем загрязнения, перестала корректно отображаться на сайте World Air Quality. Спустя время информация полностью перестала отображаться на карте. По странному стечению обстоятельств, произошло это в традиционный пик загрязнения атмосферы. В Министерстве чрезвычайных ситуаций произошедшее назвали техническим сбоем.

Исследователи из Чикагского университета подчеркивают: если нынешний высокий уровень загрязнения сохранится, то продолжительность жизни людей, проживающих в неблагоприятных условиях, в среднем сократится на пять лет. Во многом из-за неинфекционных заболеваний, связанных с вдыханием вредных частиц и дыма.

Последние новости