«Кыргызско-Швейцарский Банк» - 10 лет успеха!

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “швейцарский банк”? Если надежность и стабильность, вы не одиноки — так считает весь мир. Десять лет назад швейцарский инвестор Юрг Стаубли взялся за обанкротившийся банк в Кыргызстане: влив средства и переименовав его, он открыл первый в истории «Кыргызско-Швейцарский Банк». В интервью Economist.kg бизнесмен рассказал о том, как думают инвесторы и почему он выбрал нашу страну. Мы также поговорили о том, чему кыргызские банки могут поучиться у швейцарских, и что нужно делать, чтобы Кыргызстан называли второй Швейцарией не только из-за природы, но и развитой экономики.

“Нет важных и неважных клиентов - каждый для нас VIP, несмотря на сумму его банковского счета” рассказывает Юрг Стаубли, директор швейцарской компании "Petram Finance AG", проинвестировавший создание "Кыргызско-Швейцарского банка", а несколькими годами позже вложивший средства и в местную сыроваренную компанию «Сут-Булак» (торговая марка Dairy Spring).

Юрг Стаубли - инвестор, филантроп, бизнесмен, специализирующийся в сфере финансов, недвижимости, развитии стартапов и во многих других направлениях. Имеет высшее экономическое образование, степень MBA, диплом в сфере маркетинга, диплом эксперта в сфере недвижимости, докторскую степень в экономике Cosmopolitan University of Missouri (USA).

- Почему вы выбрали именно Кыргызстан?

- Основное развитие в следующие десять-двадцать лет придется на Африку и Азию, особенно Центральную. Для меня было очевидным прийти в это регион. Я открыл для себя Кыргызстан, увидев его схожесть со Швейцарией. Когда вы приезжаете в другую страну, вы чувствуете хорошо вам или нет, и вы не можете сказать почему. Я чувствовал себя здесь очень хорошо. Это первое, на что я обращаю внимание, когда принимаю решение. Затем я проверяю свои ощущения аналитикой: быть бизнесу или нет. Кыргызстан был наиболее близок на пути становления демократии, и это определило мой выбор.

Для инвестора наиболее важны три вещи: политическая стабильность, государство с законами и инфраструктура. И потом намного легче достичь успеха на рынке, который еще развивается. До 2010 года в Кыргызстане многие банки испытывали трудности, потому что люди, теряя свои сбережения, перестали доверять финучреждениям. Когда я начал работать, только около 4% населения кыргызстанцев имели счет в банке — остальные хранили деньги дома. Намного проще вырасти на рынке с 4% населения с банковскими счетами, чем с 99%.

- Расскажите, как вы начинали?

- “Кыргызско-Швейцарский Банк” существовал ранее как “Кыргыздыйканбанк”. Банк объявили банкротом и после революции 2010 года правительство решило продать его. Когда я взял банк в управление в 2013 году, у него не было ничего. Мы влили капитал, наняли работников, поменяли название и начали работать.

Первые годы были сложными, потому что в стране и без нас было много банков - мы по большому счету занимались тем же бизнесом. Чтобы добиться успеха мы должны были отличаться от конкурентов. А отличие может быть только в качестве обслуживания, уважении наших клиентов, поиске решений для них, соблюдении всех соглашений. Когда вы работаете подобным образом, вы год за годом выстраиваете доверие, а доверие — основа успеха в финансовом бизнесе. Сегодня в банке работает уже более 150 сотрудников, и каждую неделю к нам приходит все больше и больше новых клиентов.

- По вашему мнению, чему кыргызские банки могут поучиться у швейцарских?

- Качество сервиса — самая важная вещь. Конечно, люди ошибаются – надо очень быстро исправлять ошибки и не повторять их вновь. Вы должны запомнить: что нет важных и неважных клиентов. Каждый клиент VIP, даже если у него маленькая сумма на банковском счету. Вы никогда не знаете, что случится в будущем. Клиенты — лучшие амбассадоры и лучшая реклама для банка, потому что они делятся впечатлениями друг с другом. Цифры это одно, настоящая ценность банка — это бренд, репутация и клиенты.

- Сложно ли вести в бизнес в Кыргызстане?

- В бизнесе никогда не бывает легко. Когда случились последние политические события, я был здесь. Вы никогда не знаете, сколько времени это займет. Первая реакция людей — сберечь то, что имеют. В таких условиях люди идут в банки, забирают деньги домой и все - можно закрываться. Было важно дать понять нашим клиентам, что мы здесь и будем смотреть за их деньгами также, как смотрим за своими. И как результат, в этот период у нас появилось много новых клиентов.

Кыргызстан — очень молодая страна. Никогда не знаешь, что случится, всегда есть сюрпризы в политике, экономике, и надо с этим справляться. Это не критика, потому что каждая молодая страна имеет подобные проблемы. Но государству важно помнить, что оно конкурирует с другими странами. Чтобы приходили инвесторы, важно уважать свои собственные правила, они не должны все время меняться. 

Когда я впервые приехал в Кыргызстан в 2010 году был только один большой отель и пара хороших ресторанов, брендов не было. Сейчас каждый раз, как я приезжаю, вижу новые отели, новые рестораны, новые магазины и известные торговые марки. Это значит, что вы хорошо движетесь: доходы повышаются, растет средний класс и развивается бизнес.

- Кыргызстан часто называют второй Швейцарией. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы это сравнение относилось не только красивой природе, но и к экономике?

- Люди забывают, что двести лет назад Швейцария была очень бедной страной. Нашим главным занятием было сельское хозяйство. Первый сын наследовал землю и бизнес, у других не было работы, поэтому множество молодых швейцарцев становились профессиональными военными в армиях других стран. У нас не было ни золота, ни урана, ни удачного расположения — у нас нет выхода к морю. Решением стало образование. Политики направили все усилия на то, чтобы организовать лучшее образование в государственных школах, и с этой образовательной программой Швейцария стала тем, чем она является сегодня. 

Для государства главным приоритетом должно быть образование. Необходимо вкладывать в образование, потому что это будущее для страны. С образованными людьми больше гарантий демократии. Кыргызстан слишком маленький, чтобы стать большой индустриальной страной - забудьте об этом. Образование и люди — вот на что надо делать ставку. 

И вторая вещь, в которой Кыргызстан имеет большое преимущество: это вода. Вода будет существенной проблемой завтрашнего дня. Когда мы говорим о воде, мы говорим о чистой электроэнергии. Посмотрите на соседей, им нужно электричество, у вас есть огромный рынок сбыта. Но нужен инвестор, который все это профинансирует, а для этого необходимо, чтобы страна показала, что ей можно доверять. 

Кыргызстан к тому же член Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Китай и Индия, а это рынок почти с 50 процентами жителей мира. Некоторые города этих стран больше всей Швейцарии. Вы располагаетесь между двумя огромными рынками - Китаем и Россией. Все карты у вас в руках.

Я убежден, что Центральная Азия будет успешной, и я как инвестор вкладываю средства туда, где точно будет успех!