Об изменениях в сфере закупок в Кыргызстане – интервью с экспертом
В 2022 году сфера закупок претерпела некоторые изменения, некоторые из которых нуждаются в пояснениях. О том, какие изменения произошли и как они отразятся на участниках рынка закупок, рассказал Мырзабек уулу Урмат, специалист по закупкам, за плечами которого имеется огромный опыт в этой сфере.
В настоящий момент Мырзабек уулу Урмат является руководителем отдела закупок государственного предприятия «Инфоком» - одного из самых прибыльных и динамично развивающихся государственных компаний в нашей стране.
- В сфере закупок вы известны как сильный специалист по закупкам, расскажите немного о себе.
- Мне 40 лет, мы с супругой воспитываем одного сына и троих дочерей. Как говорится, моя семья – моя крепость. Систему закупок знаю не понаслышке, у меня 14-летний опыт в сфере закупок. Последние семь лет работаю в отделе закупок ГП «Инфоком», с 2019 года работаю заведующим этого отдела. Являюсь автором нескольких научных статьей по закупкам, также в 2010 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Совершенствование системы государственных закупок КР».
- Тогда поговорим об изменениях в сфере закупок страны, которые произошли в 2022 году. В связи с принятием новой редакции закона КР «О государственных закупках» от 14 апреля 2022 года, закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, выведены из-под сферы законодательного регулирования. После этих изменений каким образом осуществляются закупки со стороны государственных компаний?
- Постановлением кабмина № 301 от 10 июня 2022 года утвержден типовой порядок организации и осуществления закупок для государственных предприятий. В соответствии с этим типовым порядком государственные предприятия утвердили свои внутренние порядки организации и осуществления закупок. В настоящее время все закупки в государственных компаниях производятся на основании внутренних правил.
- Основной целью этих изменений было упростить процедуры закупок и дать возможность государственным компаниям решать вопросы, связанные с закупкой товаров, работ и услуг в оперативном порядке. Ведь в условиях жесткой конкуренции своевременные и качественные закупки играют очень важную роль в развитии компаний. Скажите, пожалуйста, удалось ли достичь этого результата?
- С введением новых правил закупок в государственных компаниях действительно появилось оперативность в закупках. Ведь по основному методу закупок - по конкурсу с неограниченным или ограниченным участием - срок предоставления конкурсных заявок сокращен до пяти рабочих дней с момента объявления конкурса. По остальным методам закупок объявление о закупке вовсе не требуется. Также государственным кампаниям дана возможность осуществления закупок на сумму до 3 млн сомов по каждой статье плана закупок в отношении готовых товаров, не требующих специального изготовления или работ и услуг с конкретным описанием, без предъявления квалификационных требований и публикации объявления о закупке.
Государственные компании, рассмотрев более двух предложений, полученных от потенциальных поставщиков, или путем анализа рынка, заключают договора. Это дает возможность государственным компаниям решать свои текущие потребности в оперативном порядке. В целом, я считаю, что вопрос оперативности удалось решить. Но этим самым появляются другие риски, связанные с обеспечением максимальной конкуренции между поставщиками при проведении неограниченных или ограниченных торгов. Обозначенный типовым порядком минимальный 5-дневный срок не достаточен при проведении крупных тендеров.
Конечно, государственные компании при проведении крупных тендеров могут предоставить больше времени поставщикам для подготовки своих заявок. Такая возможность имеется, в типовом порядке указано, что срок предоставления конкурсных заявок не может быть менее пяти рабочих дней с момента объявления конкурса. Однако государственные компании могут ограничится 5-дневным сроком, и это не будет являться нарушением установленных сроков. Здесь можно сделать вывод, что государственные компании при проведении крупных тендеров должны уделять очень большое внимание этим срокам, должны дать возможность всем потенциальным поставщикам подготовить свои заявки и подать.
- Да, действительно 5-дневного срока при подготовке к крупным тендерам критически недостаточно. Как решить данную проблему?
- Нужно вносить изменения и дополнения в вышесказанный типовой порядок. Необходимо нормативно закрепить иные сроки предоставления конкурсных заявок. Здесь можно обозначить сроки в зависимости от планируемой суммы закупки. Например, если предусмотренная сумма закупки до 10 млн сомов, то срок предоставления конкурсной заявки должен составлять не менее 10 рабочих дней с момента объявления конкурса, если предусмотренная сумма закупки выше 10 млн сомов, то минимальный срок предоставления конкурсных заявок должен составлять не менее 15 рабочих дней. Также можно обозначить сроки в зависимости от технической (технологической) сложности и высокой технологичности товара. В некоторых случаях бывает так, что для подготовки только технической части конкурсной заявки уходят месяцы.
- Какие еще недостатки имеются в типовом порядке и как их устранить?
- Не буду сейчас вдаваться в подробности. Я считаю, что основным недостатком типового порядка является отсутствия конкретики по основным процедурам закупок. Важнейшие процедуры, обеспечивающие экономичность и эффективность закупок, описаны в общих чертах, нужно подробно описать все процедуры закупок.
Здесь мне хочется остановиться на одном очень важном моменте. В типовом порядке не предусмотрено независимое досудебное урегулирование споров между закупающей организацией и поставщиками. Согласно типовому порядку, жалобу поставщика в первую очередь рассматривает комиссия по жалобам или уполномоченное лицо закупающей организации.
Поверьте мне, поставщики в этой ситуации не поверят на объективность решения комиссии по жалобам закупающей организации или уполномоченного лица. После чего поставщики будут вынуждены обратиться в судебные органы. Как правило, судебные разбирательства могут затянутся на долгие месяцы, а в некоторых случаях на долгие годы. За все это время крупные проекты будут заморожены до окончательного судебного вердикта, это будет тормозить развитие государственных компаний. В основном судебные разбирательства будут по крупным тендерам.
В связи с чем нужно срочно вводить независимое досудебное урегулирование. Досудебное урегулирование - это процедура, позволяющая сторонам конфликта разрешить возникшие между ними разногласия до обращения в суд.
- Сфера закупок считается очень сложным и ответственным. Как вам удалось проработать в этой сфере целых 14 лет и добиться хороших успехов?
- Да, действительно сфера закупок считается очень сложной и ответственной. Но в каждой сфере имеются свои сложности. Ответ простой - я люблю свою профессию и вкладываю свою душу в реализации каждого проекта.