Кыргызстан может отобрать у Казахстана статус транспортного хаба Центральной Азии
Кыргызстан планирует присоединиться к "Южному коридору", новому логистическому маршруту с выходом к Каспийскому морю. Это повлечет за собой ряд положительных эффектов, таких как рост объема взаимной торговли и укрепление взаимоотношений с рядом государств.
В данном материале Economist.kg постарался разобраться, что из себя представляет "Южный транспортный коридор", какую выгоду он принесет Кыргызстану и почему этот проект так важен для всей Центральной Азии.
Как проходит коридор и зачем он нужен
"Южный транспортный коридор" в Россию пройдет с юга Кыргызстана в Узбекистан, затем - в Туркменистан, где выйдет к Каспийскому морю. Далее из порта Туркменбаши направится на север в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, он поможет обойти препятствия, с которыми Кыргызстан постоянно сталкивается на границе с Казахстаном.
По словам главы Ассоциации перевозчиков и логистов КР Темирбека Шабданалиева в интервью Sputnik.kg, у Кыргызстана есть несколько альтернативных транспортных коридоров. Маршрут из Кыргызстана через Узбекистан, Туркменистан и Каспийское море является частью так называемого коридора ТРАСЕКА, соединяющего Европу и Азию через Кавказ.
"Таким образом европейцы хотели объехать Россию. Но что нам мешает повернуть в Каспийском море в сторону РФ? По Каспию мы можем доплыть до Волгограда и других портовых городов России. Таким образом, мы минуем искусственный барьер в лице Казахстана и в результате получим мощный транспортный коридор", — рассказал Шабданалиев.
Какая от этого выгода Кыргызстану
Директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU Эмирлан Бейилбаев в комментарии для Economist.kg рассказал, что запуск альтернативного южного коридора открывает для Кыргызстана несколько возможностей.
Во-первых, он позволит увеличить товарооборот Кыргызстана с РФ. Сейчас грузы в Россию и обратно идут преимущественно через Казахстан, на границе с которым часто случаются многокилометровые пробки. Во-вторых, Кыргызстан сможет реализовать в полной мере свой транзитный потенциал. Южный коридор Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан позволит сократить маршрут грузов из Китая в Европу и Россию. Соответственно, уменьшится время перевозки и прочие расходы.
"Сейчас Казахстан называет себя транспортным хабом Центральной Азии, благодаря своему расположению на пересечении основных транспортных коридоров. Но уже в ближайшем будущем Кыргызстан может оспорить это звание", - заявил Бейилбаев.
Он добавил, что альтернативный коридор поможет более равномерно распределить транспортные потоки, решив проблему загруженности погранпереходов и простоев на границах.
"Также появление такого важного маршрута откроет новые возможности для бизнеса. Например, возникнет потребность в развитии сопутствующей инфраструктуры — складов, логистических и распределительных центров, придорожного сервиса, АЗС и так далее. Компании из сферы производства и торговли смогут встроиться в международные цепочки поставок, а экспедиторы и перевозчики — расширить направления грузоперевозок", - заключил эксперт.