Кыргызстан на грани финансовой пропасти? Минфин ответил российскому аналитическому центру
Кыргызстан не находится на грани финансовой пропасти и способен выполнять все условия по обслуживанию внешнего долга. С таким заявлением выступил Минфин КР в ответ на опубликованную на сайте информационно-аналитического центра Московского государственного университета (МГУ) статью «На грани финансовой пропасти: Кыргызстан просит списать долги».
В конце сентября на вышеуказанном сайте информационно-аналитического центра МГУ вышла заметка, часть которой содержало следующее:
«Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 21 сентября в ООН попросил поддержать страну в «глубокой реструктуризации внешнего долга», иначе говоря, списать часть госдолга.
В качестве уважительной причины глава КР назвал пандемию коронавируса и ее тяжелые последствия для экономики страны. Момент для обращения выбран удачно. Некоторые международные институты временно дали добро на отсрочку выплат по долгам, часть заемщиков воспользуются передышкой для налаживания своей финансовой ситуации.
Однако Кыргызстан к таким странам не относится. Государство на протяжении многих лет балансирует на грани дефолта, избежать которого удается только благодаря денежным поступлениям извне».
На грани дефолта?
Утверждение о том, что КР балансирует на грани дефолта из-за пандемии коронавируса необоснованно, так как Кыргызстан на постоянной основе проводит работ по снижению уровня внешних заимствований, заявили в Минфине и привели следующие данные.
В период с 2017 по 2019 годы объем госдолга снизился с $4 млрд 89.9 млн до $3 млрд 850.8 млн. На конец 2019 года уровень внешнего долга был снижен до 45.5 % к ВВП.
Однако в связи с кризисом, связанным с пандемией COVID-19, уровень внешнего долга в 2020 году вырос до 56.2 % к ВВП. Тем не менее без учета кредитов, полученных на борьбу с коронавирусом, уровень внешнего долга составляет 42.6 % к ВВП, то есть увеличения не наблюдается, пояснил Минфин.
В этом году для проведения мероприятий по предупреждению и борьбе с пандемией COVID-19, а также для поддержки бюджета было привлечено $338.4 млн внешней финансовой помощи, из них $269 млн — кредиты.
Данные средства были направлены:
- на сектор здравоохранения — $46.4 млн
- на поддержку экономики (льготное кредитование малого и среднего бизнеса) – $31.8 млн
- поддержку бюджета (выплаты пенсий, пособий, заработной платы работникам бюджетной сферы) – $260.2 млн
В заключении в Минфине отметили, что привлечение внешних заимствований осуществляется на льготных условиях и с максимальным сроком погашения. Сейчас Минфин во взаимодействии с МИД продолжают проводить работу по реструктуризации внешнего долга, добавили в ведомстве.