Выдвижение Садыра Жапарова на должность премьер-министра нелегитимно — анализ ПК «Адилет»

Выдвижение Садыра Жапарова на должность премьер-министра нелегитимно — анализ ПК «Адилет»

«Правовая Клиника «Адилет», рассмотрев сообщения в СМИ об избрании спикером парламента депутат Мыктыбека Абдылдаева и выдвижении на пост премьер-министра Садыра Жапарова, пришла к выводу о нарушении Конституции и законодательства КР. Об этом организация сообщила в своем обращении ко всем политическим силам страны.

Какие нарушения выявили юристы «Правовой Клиники «Адилет»?

#1

Согласно Конституции заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства депутатов. Решения ЖК КР принимаются на заседаниях путем голосования депутатов и оформляются постановлениями (ч.4, 5 ст.77).

Из имеющейся информации не ясно, присутствовало ли на вчерашнем заседании более 60 депутатов и какие именно постановления они принимали.

#2

Конституцией установлено, что Торага ЖК КР избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов ЖК КР (ч.3 ст.75). Кроме того, дача согласия на избрание, назначение и освобождение от госдолжности производятся при наличии заключения соответствующих комитетов ЖК КР (ч.4 ст. 76).

Информация о том, каким образом депутаты без помощи работников Аппарата ЖК КР смогли организовать тайное голосование в отеле, ведь для этого необходимы компьютеры либо бумажные бюллетени, специальная урна для них, создание счетной комиссии, отсутствует. Также неизвестно, имеются ли заключения соответствующих комитетов парламента.

#3

Порядок освобождения премьер-министра от должности также регламентирован Конституцией. Так, отставка премьер-министра, правительства принимается или отклоняется президентом. До формирования нового правительства премьер-министр и члены правительства продолжают исполнять свои обязанности. (ч.1, 3 ст.87).

Таким образом, принятие отставки премьер-министра относится к полномочиям президента, а не Жогорку Кенеша.

Однако, в СМИ не сообщалось о принятии отставки главы правительства президентом Сооронбаем Жээнбековым. Следовательно, согласно Конституции не представляется возможным говорить о выдвижении нового премьер-министра.

#4

Порядок формирования правительства также подробно расписан в Конституции. Так, фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием выдвигает кандидата на должность премьер-министра, который вносит в ЖК КР программу, структуру и состав правительства для утверждения (ст.74, 84).

Решение о выдвижении премьер-министра принимается коалиционным большинством, которое в настоящее время состоит из фракций: СДПК, «Кыргызстан», «Бир Бол» и «Республика – Ата-Журт». Лидеры указанных фракций должны были подписать документ о выдвижении Жапарова в качестве кандидата в премьер-министры. Однако неизвестно, принимали ли участие во вчерашнем заседании лидеры указанных фракций и действительно ли они предложили кандидатуру Садыра Жапарова.

#5

Более того, как установлено частью 4 статьи 76 Конституции, для рассмотрения обозначенного вопроса необходимо заключение соответствующего комитета. В данном случае комитет по государственному устройству, возглавляемый депутатом К. Керезбековым, должен был внести на рассмотрение ЖК КР, заключение и проект соответствующего постановления парламента. К сожалению, информации о соблюдении установленных Конституцией процедур Жогорку Кенешем не опубликовано.

#6

Помимо перечисленных выше требований Конституции законом «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» также установлены правила и процедуры принятия решений Парламентом, в том числе, по следующим вопросам:

  • внеочередное заседание ЖК КР может быть созвано Торага по предложению фракции
  • наличие кворума — большинства депутатов для законности принимаемых решений
  • решение вопроса об открытом либо закрытом формате заседания
  • организация рассмотрения решений комитетов и тайного голосования
  • процедура подсчета голосов депутатов
  • надлежащее оформление доверенности депутатов о передаче права своего голоса (депутаты имеют право передавать доверенности только членам своей фракции)
  • принятие соответствующих постановлений, которые должны быть подписаны Торага и опубликованы

Заключение организации

На основании проведенного анализа решений ЖК мы приходим к выводу о том, что при рассмотрении вопросов отставки премьер-министра Боронова, избрания Абдылдаева на должность Торага ЖК КР, а также выдвижения Жапарова в качестве кандидата на должность главы правительства были грубо нарушены требования Конституции КР. Таким образом, легитимность и законность этих решений находится под большим сомнением.

«Правовая клиника «Адилет» призывает все политические партии и государственные институты действовать строго в рамках Конституции и законодательства.

Мы настоятельно рекомендуем Жогорку Кенеш как единственному легитимному органу высшей государственной власти (поскольку президент фактически не может исполнять свои обязанности и его местонахождение неизвестно), принять на себя всю полноту ответственности за судьбу Кыргызстана, срочно организовать заседание для нахождения консенсуса между всеми политическими силами и возвращения общественно-политических процессов в конституционное поле.

Поделиться в социальных сетях:

НБ КР
USD 84.48
EUR 102.48
RUB 1.15
KZT 0.201
Моссовет
USD 84.82
EUR 103.00
RUB 1.15
KZT 0.210

Конвертер валют