logo
  • USD 76.84
  • EUR 90.5
  • RUB 1.04
  • KZT 0.183

Тренды в образовании: все больше студентов выбирают изучение IT
30 июля 2020 г.    14:23

Какое будущее ждет сегодняшних и завтрашних студентов, зависит не только от их выбора профессии, но и от мировых трендов в образовании и на рынке труда. По оценкам международных организаций, а также крупных консалтинговых компаний, от 40% до 60% существующих на данный момент профессий исчезнут уже в ближайшие 15 лет. А это значит, что современная молодежь оказывается перед непростым выбором: какую специальность предпочесть сегодня, чтобы завтра не остаться не у дел, и какие навыки будут нужны работодателям уже в ближайшие несколько лет. 

Президент Американского университета в Центральной Азии Эндрю Качинс и вице-президент АУЦА Чынгыз Шамшиев рассказали о том, какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке труда, как развивается сфера образования в Кыргызстане и на что нужно обратить внимание будущим профессионалам.

Эта статья из ежегодного отчетного журнала AmCham Yearbook, где представлен обзор важнейших событий и мероприятий прошедшего года Американской торговой палаты в Кыргызстане AmCham.

– Как вы видите образовательные тренды будущего?

Чынгыз Шамшиев: Человечество проходит этап глубокой технологической трансформации. Уже в обозримом будущем целые отрасли будут видоизменяться и исчезать, многие люди останутся без работы. Рутинная деятельность будет все больше автоматизироваться, а работников, ранее ее выполнявших, заменит искусственный интеллект. Вместе с тем все больше будет расти спрос на специалистов, обладающих новым набором навыков – на таких специалистов, каких в мире мало или еще нет совсем. 

В спросе будут профессии, которые требуют навыков творческого мышления, богатого воображения, способности выстраивать эффективные коммуникации и принимать эффективные решения. Все более востребованными – во всех сферах – будут специалисты, способные разрабатывать и внедрять системы искусственного интеллекта, а также продвигать их на рынке. Примерно так будет выглядеть рынок труда в ближайшей перспективе – через 20-30 лет.

В этом контексте большое значение имеет система образования, которая должна с одной стороны адаптироваться под эти изменения, а с другой стороны на эти изменения влиять. Мы не должны забывать, что технологии создает и внедряет в нашу с вами жизнь не кто иной, как человек, а точнее – конкретные группы людей: предприятия, правительства, международные и некоммерческие организации. Сейчас подавляющее число технологий и данных, которые используются в системах искусственного интеллекта, являются собственностью частных компаний, таких как Facebook, Google или Amazon. Эти данные используются в интересах акционеров, но между интересами акционеров, то есть людей, стремящихся к увеличению собственной прибыли, и интересами общественности могут существовать противоречия.

Совершенно естественно стремиться к тому, чтобы общество могло контролировать все эти процессы, ведь деятельность компаний напрямую затрагивает интересы, безопасность людей, наши фундаментальные свободы. К сожалению, понимание этого вопроса недостаточно глубоко. И сегодня именно образовательные учреждения на всех уровнях – начиная с дошкольного образования и заканчивая университетами – должны становиться теми площадками, где молодым людям будут прививаться новые гражданские ценности: ценности гражданина, желающего иметь контроль над технологиями.

– Насколько сильно сейчас растет интерес к IT-профессиям в Кыргызстане?

Чынгыз Шамшиев: Мы видим, как изменились тенденции в образовательном секторе. 20 лет назад наиболее востребованными были социальные направления, такие как экономика, бухгалтерия, банковское дело, право. Около 10 лет назад наметился повышенный спрос на медицинское образование. В течение же последних 3-4 лет появился новый тренд – очень высокий спрос на IT-образование.

Эндрю Качинс: Если судить по студентам АУЦА, то в последнее время спрос растет стремительно. В течение последних четырех лет факультет программной инженерии стал самым востребованным направлением среди поступающих первокурсников. Стоит отметить, что в этом году данный факультет стал более популярным, чем факультет управления бизнесом, который ранее у нас всегда был на первом месте.

Я думаю, что это связано с тем, что у Кыргызстана нет богатых природных ресурсов, как у соседей, и поэтому быстрый экономический рост стране должны обеспечить творческие и инновационные профессии. Поэтому IT-сектор в Кыргызстане однозначно будет расти. Крайне важно, чтобы правительство продолжало фокусироваться на улучшении инвестиционной среды, снижении бюрократических препятствий для выхода новых компаний на рынок, а затем позволяло им расти без вмешательства властей. Многое из этого поспособствует сокращению коррупции в стране, которая остается самым большим препятствием для устойчивого экономического роста.

– АУЦА с момента своего основания задал совершенно другой уровень образования в КР и не только. Не так давно вы сделали акцент на ИТ. Расскажите об этом. 

Чынгыз Шамшиев: Существующий сегодня спрос на IT-образование подразумевает получение чисто технических навыков – кодирование, программирование, управление информационными системами. На наш взгляд, такому образованию не хватает знаний о том, какое место занимают технологии в современном обществе и формировании будущего нашей планеты. Чем в этом плане от технических учебных заведений отличаются Американский университет и, прежде всего, наш новый проект Инновационный колледж АУЦА – так это тем, что наряду с сугубо техническим образованием мы даем знания о том, как технологии меняют мир и общество, и как люди могут на этот процесс влиять.

Инновационный колледж является образовательным проектом, уникальным для Центральной Азии, а на постсоветском пространстве аналоги есть разве что в России. Уникален он тем, что мы комбинируем качественное техническое образование с развитием логического, критического и креативного мышления, обучаем навыкам решения проблем в быстро меняющихся условиях.

Почему это важно? Потому что требования рынка труда сейчас крайне динамичны. Часто получается так, что человек устраивается в компанию на одну позицию, а через полгода ее трансформируют, и приходится учиться заново. В этих условиях работодателю более выгодно изначально взять на работу толкового человека, который быстро сумеет приспособиться к изменениям и освоить новые компетенции, нежели потом искать нового специалиста. Таким образом, для современного работника жизненно важным навыком становится способность обучаться на протяжении всей своей жизни.

– Как вы оцениваете образовательную систему в КР в целом?

Эндрю Качинс: В последние годы нас очень беспокоит снижение качества студентов, поступающих в АУЦА. Я думаю, что это проблема практически всех постсоветских стран, поскольку поколение высококлассных педагогов, подготовленных в советский период, уходит на пенсию, а низкий уровень заработной платы сегодня не всегда привлекает в профессию наиболее квалифицированных людей, особенно в государственных школах в сельских местностях. Это была еще одна из причин, побудивших нас несколько лет назад создать TSI и развивать партнерство с фондом «Билимкана».

Чынгыз Шамшиев: Образовательная система Кыргызстана заслуживает двоякой оценки. С одной стороны, у нас есть все условия для того, чтобы опередить наших соседей: все процессы, которые мы переживаем, способствуют развитию мышления – так же, как способствуют этому свобода слова и мысли, которые есть в Кыргызстане. Образовательные учреждения, помещенные в такую среду, могут давать качественное образование, потому что преподаватели и учащиеся являются продуктом этой среды.

С другой стороны, если рассматривать для сравнения европейские и американские стандарты, то нашей стране еще предстоит проделать довольно долгий путь. Но мы движемся в правильном направлении.

Крайне важно, чтобы государство осознало социальную и экономическую значимость образования. Эта сфера сегодня становится для нас серьезным экспортером. Уже около 10 тысяч иностранных студентов обучаются в Кыргызстане на коммерческой основе, что также стимулирует туризм и развитие бизнес-сектора. Сейчас стране нужны образовательные кластеры, современные кампусы, инфраструктура, повышение квалификации преподавателей и многое другое.

Уверен, что понимание всего этого неизбежно придет, и как результат, правительство примет важное решение выделять большие деньги через механизмы ГЧП на сферу образования. Ведь без государственных инвестиций развития мы не получим.