logo
  • USD 79.15
  • EUR 93.38
  • RUB 1.04
  • KZT 0.188

Слабый рост, несмотря на региональные возможности – Обзор Всемирного банка по КР
10 февраля 2019 г.    12:15

Всемирный банк опубликовал очередной доклад об экономике Кыргызстана за период осень-зима 2018 года. В докладе рассматриваются состояние экономики страны и среднесрочные перспективы развития.

Последние тенденции экономического развития

Рост реального ВВП в январе-ноябре 2018 года замедлился до 3.1% – с 3.7% за аналогичный период 2017 года. Это замедление стало результатом сокращения темпов роста – как в сфере производства золота, так и в не связанной с золотом промышленности.

Показатели экспорта остаются слабыми – в основном, из-за резкого замедления экспорта золота, и несмотря на возможности торговли в рамках Евразийского экономического союза.

Привлечение частных инвестиций остается проблематичным. Последние события указывают на ограниченный прогресс в решении структурных проблем за последние несколько лет.

Несмотря на то, что в 2014-2015 годах КР удалось избежать рецессии, обусловленной внешними потрясениями, экономика остается уязвимой перед внешнеэкономическими потрясениями, учитывая ее высокую зависимость от не диверсифицированной экспортной базы, денежных переводов трудящихся и внешней помощи.

Состояние бюджета улучшилось благодаря высоким показателям налоговых поступлений и сокращению капитальных затрат. Это помогло держать государственный долг под контролем после его резкого роста в 2014-2015 годах. При низком инфляционном давлении кредитно-денежная политика остается мягкой.

Национальный банк снизил свою учетную ставку на 25 базисных пунктов – до 4.75% в мае 2018 года, – чтобы поддержать экономический рост, и проводил управляемое колебание обменного курса.

Перспективы экономического развития

В перспективе, темпы роста реального ВВП, по прогнозам, будут медленно ускоряться и к 2020 году достигнут 3.9% при поддержке со стороны всех основных секторов – промышленности, сельского хозяйства, строительства и услуг. Что касается спроса, то, согласно прогнозам, его рост будет зависеть от частного потребления, инвестиций и экспорта.

Экономика будет продолжать получать выгоду от значительного притока денежных переводов и укрепления внешнего спроса. В 2018–2020 годах активные денежные переводы будут поддерживать средний рост потребления на уровне около 3%.

Тем не менее, прогнозируется, что дефицит счета текущих операций останется на уровне около 9% ВВП, отражая структурные ограничения, значительную долю импорта в государственных инвестициях и опосредованное сквозное воздействие денежных переводов через импорт.

Для восстановления финансовых буферов власти обязуются к 2020 году сократить дефицит до 3% ВВП.

Специальный раздел: Потенциал роста и развития сельского хозяйства

Реализация потенциала экспорта сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью является важной задачей правительства по развитию сельского хозяйства.

Новое правительство объявило, что его приоритетами в сфере развития сельскохозяйственного сектора станут содействие производству высококачественной агропродовольственной продукции и развитию органического сельского хозяйства, повышение качества и безопасности агропродовольственных товаров и направление помощи на производителей тех групп сельскохозяйственной продукции (отдельные виды овощей и фруктов, бобовых, сухофруктов и так далее), которые обладают потенциалом создания высокой добавленной стоимости на экспортных рынках.

Для выполнения поставленных Правительством задач уместен следующий трехсторонний подход:

1) Расширение рынков для агропродовольственных товаров и повышение конкурентоспособности.

2) Соединение малых предприятий и фермеров с рынком и содействие производству товаров с более высокой добавленной стоимостью.

3) Создание благоприятных условий для агропродовольственного производства.

Реализация такого подхода потребовала бы большей инициативы со стороны правительства, которое бы устраняло ограничения, с которыми сталкиваются не только фермеры, но и агропродовольственные предприятия и экспортеры – то есть, устраняло бы сбои рынка по всей цепочке создания стоимости продуктов питания.

Это помогло бы преодолеть проблемы, обусловленные разрозненностью и малыми масштабами фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, выводя агропродовольственный сектор Кыргызстана на новый уровень развития.