logo

Что не так с самолетами Аскарова и Дамина. Разбираем аварийные ситуации Avia Traffic и Tez Jet

6 августа 2018 г.    9:10 Дмитрий Денисенко

Economist - В аэропорту «Манас» накануне утром совершил аварийную посадку самолет Airbus A320 авиакомпании Avia Traffic Company. Авиалайнер с 111 пассажирами и 6 членами экипажа вылетел в Анталию. Через три минуты после взлета сработала сигнализация о некорректных параметрах работы одного двигателя. Командир решил вернуться и через полчаса посадил самолет. Никто не пострадал.

У этой истории счастливый конец. Такое же хорошее завершение было еще у одной аварийной посадки самолета Avia Traffic всего лишь неделю назад и еще одной у самолета Tez Jet в начале года.

Обе авиакомпании принадлежат известным в гражданской авиации Кыргызстана людям Кариму Дамину и Алику Аскарову.

Как давно их связывает один бизнес? Как часто совершают аварийные посадки их самолеты? А также полный расклад по возрасту лайнеров читайте в обзоре Economist.kg.

Кто стоит за авиакомпаниями

Карим Дамин. Совладелец обеих компаний и генеральный директор Avia Traffic Company, созданной в 2003 году и работающей на рынке 15 лет.

До создания Avia Traffic он занимал руководящие посты в государственных авиакомпаниях Kyrgyzstan Airlines («Кыргызстан Аба Жолдору») и Altyn Air (сейчас Air Kyrgyzstan).

Алик Аскаров. Совладелец Avia Traffic Company и генеральный директор Tez Jet. Официально не значится в учредителях последней компании, но ее совладельцем является его сын Максим Аскаров.

С 1996 по 2008 годы Алик Аскаров занимал посты президента национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору», гендиректора «Кыргызаэронавигации», главы авиакомпании Altyn Air и директора Департамента гражданской авиации.

В 2008 году после одной из крупнейших авиакатастроф в истории страны – падения самолета Itek Air под Бишкеком, унесшего жизни 65 человек, – Аскаров подал в отставку с должности главы Департамента гражданской авиации.

Тогда он заявил, что должен понести ответственность за случившуюся авиакатастрофу поэтому из-за моральных и человеческих принципов добровольно уходит со своего поста.

В 2013 году Алик Аскаров стал гендиректором Tez Jet.

Максим Аскаров. Совладелец Tez Jet и сын Алика Аскарова. В 2008 году закончил Кыргызский авиационный колледж им. Абдырахманова. Был командиром самолета Boeing-737 в Avia Traffic Company.

Фотография опубликована в профиле Аскарова на Facebook в 2011 году

Эсен Мамытов. Новый совладелец Avia Traffic. Долю в авиакомпании он выкупил в марте этого года у Эрика Акматова, который до продажи авиабизнеса дополнительно приобрел 2.5% акций «Росинбанка» и увеличил свою долю владения финорганизации до 7.5%.

Сведений о Мамытове очень мало. Известно только, что он является директором охранного агентства «Молния-Чагылган секьюрити».

Как часто случаются аварийные ситуации

У Avia Traffic только за последнюю неделю было две аварийные ситуации. Накануне с отправившемся из Бишкека самолетом в Анталию и 29 июля с лайнером также вылетевшем на этот турецкий курорт, но уже из Оша.

У летевшего рейсом Ош – Анталья и совершившего аварийную посадку в Бишкеке самолета не закрывалось шасси, сообщили Kaktus.media работники аэропорта «Манас».

Во время приземления все экстренные службы аэропорта были готовы принять самолет. На борту было 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Самолет совершил посадку благополучно.

Представители авиакомпании Avia Traffic накормили 89 пассажиров и увезли их в гостиницу. Позже их отправили другим самолетом.

У Tez Jet были постоянные проблемы в начале этого года.

1 марта самолет Avro RJ85 вылетевший в Баткен совершил аварийную посадку в «Манасе» из-за отказа левого двигателя. По данному факту было заведено уголовное дело по части первой статьи «Нарушение правил безопасности движения и/или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».

«Я думал, мы все умрем». Рассказы пассажиров самолета, который сел аварийно

13 и 27 марта самолеты авиакомпании также направлявшиеся в Баткен вынуждены были вернуться в аэропорт «Манас». Однако причиной этого стали плохие погодные условия. В данном случае никаких технических проблем не было, сообщал перевозчик.

Отметим, что у основного конкурента Avia Traffic и Tez Jet авиакомпании Air Manas за последние годы не было каких-либо серьезных проблем с самолетами и аварийных ситуаций.

У авиакомпаний старые самолеты?

Специалисты против того, чтобы возраст самолетов связывали с безопасностью полетов. Но лайнеры кыргызстанских авиакомпаний действительно старые.

Перевозчики не закупают новые самолеты – только б/у (бывшие в употреблении) и зачастую в лизинг, то есть в рассрочку.

Авиапарк Avia Traffic состоит из шести самолетов (четыре Boeing-737 и два Airbus A320), что делает ее крупнейшей в Кыргызстане. Средний возраст авиалайнеров составляет 25 лет.

Это не худший показатель в сравнении с другими авиакомпаниями в КР, но для мировой практики достаточно высокий.

К примеру, в составленном год назад большом рейтинге среднего возраста авиапарка 30 крупнейших мировых перевозчиков самый плохой показатель был у Delta Airlines – 17 лет.

У российского «Аэрофлота» средний возраст всех самолетов (около 250 лайнеров) составляет всего 4 года. У казахстанской Air Astana – 8 лет.

Авиапарк Tez Jet состоит из двух самолетов Avro RJ85 (модифицированные BAe 146-200) производства British Aerospace. Один лайнер 1996 года выпуска, второй – 1997-го.

Количество самолетов у перевозчика сократилось. Еще в начале года за авиакомпанией числился еще один самолет – обычный BAe 146-200, выпущенный в 1990 году.

Кыргызстанские авиакомпании начали ощущать проблемы в 2015 году из-за девальвации российского рубля. Отечественные перевозчики продолжают оставаться зависимыми от ситуации в России.

В этот год Avia Traffic впервые за долгие годы не показала роста количества перевезенных пассажиров, рассказывал Карим Дамин. Из-за девальвации рубля доходы компании в долларовом эквиваленте сократились на 20% и, соответственно, коренным образом изменились планы по модернизации флота.

Последние новости

Жээнбеков хочет сделать из Кыргызстана региональный центр технологического трансфера

20 января 2019 г.    11:02

Театры в Кыргызстане посещают в 6-9 раз реже, чем музеи, библиотеки и кино

20 января 2019 г.    10:05

Киберспортсмены заработали 1 млн сомов на турнире по Dota 2 в Бишкеке

20 января 2019 г.    9:03

При Минэкономе создан Институт исследований экономической политики

19 января 2019 г.    15:47

Красные наклейки от проверяющих получило большинство кафе Бишкека. СПИСОК

19 января 2019 г.    14:17

Желтые наклейки по качеству обслуживания и питания получили 46 бишкекских кафе

19 января 2019 г.    14:16

Только ресторан «Кайнар» получил зеленый стикер по качеству обслуживания и питания

19 января 2019 г.    14:15

Беларусь отменила избыточную экспертизу товаров из стран ЕАЭС

19 января 2019 г.    12:47

Жээнбеков: «Тундук» внедрим до конца года. Госуслуги будут доступны не выходя из дома

19 января 2019 г.    9:47

Узбекистан продлил и расширил для КР скидки на перевозки грузов по своей железной дороге

19 января 2019 г.    9:07

Жээнбеков поговорил с главой Финразведки об инвестиционном климате

19 января 2019 г.    8:33

Купивший у «ТНК «Дастан» пансионат сам возместил ущерб государству за низкую покупку объекта

18 января 2019 г.    17:31

Centerra планирует добыть на Кумторе еще больше золота в этом году

18 января 2019 г.    17:05

Правительство ищет компанию для перевода документов ЕАЭС на кыргызский язык

18 января 2019 г.    16:01

Улучшением инвестиционного климата Оша займутся турецкие компании

18 января 2019 г.    15:39

Таможенная служба вновь возглавила рейтинг самых коррумпированных ведомств

18 января 2019 г.    15:16

В Армении «Открытое небо» за два года дало 12 новых международных маршрутов. Через пару дней оно появится и в Кыргызстане

18 января 2019 г.    14:37

Ставки по госипотеке не будут снижать до конца года

18 января 2019 г.    14:12

Граждане Китая и Индии оформили больше 28 тысяч туристических и деловых виз КР

18 января 2019 г.    13:02

В ГКНБ тайно сократили ущерб по делу Ибраимова и активам ТНК «Дастан» в два раза

18 января 2019 г.    12:29

За прошлый год дизтопливо подорожало на 7.5 сомов

18 января 2019 г.    12:02

Каждому сотруднику Кумтора выплатили по $1 тысячи премии

18 января 2019 г.    11:34

Рабочие места и удешевление авиабилетов. Что еще даст Кыргызстану «Открытое небо»

18 января 2019 г.    11:12

Зарплаты на Кумторе вырастут на 10%

18 января 2019 г.    11:01

Чистая прибыль банков упала почти в 2 раза

18 января 2019 г.    10:05

Гульнара Ускенбаева стала членом совета директоров «БТА Банка»

18 января 2019 г.    9:29

Centerra Gold значительно превысила прогноз по добыче золота в 2018 году

18 января 2019 г.    9:08

Перспективы строительства ГЭС обсудил глава МИД КР с консалтинговой фирмой из Норвегии

18 января 2019 г.    8:06

В год цифровизации Нацстатком отменил сдачу отчета в электронной форме

17 января 2019 г.    19:46

Кыргызстанским компаниям станет дороже нанимать иностранцев

17 января 2019 г.    16:36

В Кыргызстане позитивная динамика дедолларизации – RAEX-Europe

17 января 2019 г.    16:02

«Госипотечная компания» задерживает сдачу строящихся домов в Бишкеке и Нарыне

17 января 2019 г.    15:27

Объемы кредитования РКФР сократились вдвое

17 января 2019 г.    14:02

Архив новостей