logo

Что не так с самолетами Аскарова и Дамина. Разбираем аварийные ситуации Avia Traffic и Tez Jet

6 августа 2018 г.    9:10 Дмитрий Денисенко

Economist - В аэропорту «Манас» накануне утром совершил аварийную посадку самолет Airbus A320 авиакомпании Avia Traffic Company. Авиалайнер с 111 пассажирами и 6 членами экипажа вылетел в Анталию. Через три минуты после взлета сработала сигнализация о некорректных параметрах работы одного двигателя. Командир решил вернуться и через полчаса посадил самолет. Никто не пострадал.

У этой истории счастливый конец. Такое же хорошее завершение было еще у одной аварийной посадки самолета Avia Traffic всего лишь неделю назад и еще одной у самолета Tez Jet в начале года.

Обе авиакомпании принадлежат известным в гражданской авиации Кыргызстана людям Кариму Дамину и Алику Аскарову.

Как давно их связывает один бизнес? Как часто совершают аварийные посадки их самолеты? А также полный расклад по возрасту лайнеров читайте в обзоре Economist.kg.

Кто стоит за авиакомпаниями

Карим Дамин. Совладелец обеих компаний и генеральный директор Avia Traffic Company, созданной в 2003 году и работающей на рынке 15 лет.

До создания Avia Traffic он занимал руководящие посты в государственных авиакомпаниях Kyrgyzstan Airlines («Кыргызстан Аба Жолдору») и Altyn Air (сейчас Air Kyrgyzstan).

Алик Аскаров. Совладелец Avia Traffic Company и генеральный директор Tez Jet. Официально не значится в учредителях последней компании, но ее совладельцем является его сын Максим Аскаров.

С 1996 по 2008 годы Алик Аскаров занимал посты президента национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору», гендиректора «Кыргызаэронавигации», главы авиакомпании Altyn Air и директора Департамента гражданской авиации.

В 2008 году после одной из крупнейших авиакатастроф в истории страны – падения самолета Itek Air под Бишкеком, унесшего жизни 65 человек, – Аскаров подал в отставку с должности главы Департамента гражданской авиации.

Тогда он заявил, что должен понести ответственность за случившуюся авиакатастрофу поэтому из-за моральных и человеческих принципов добровольно уходит со своего поста.

В 2013 году Алик Аскаров стал гендиректором Tez Jet.

Максим Аскаров. Совладелец Tez Jet и сын Алика Аскарова. В 2008 году закончил Кыргызский авиационный колледж им. Абдырахманова. Был командиром самолета Boeing-737 в Avia Traffic Company.

Фотография опубликована в профиле Аскарова на Facebook в 2011 году

Эсен Мамытов. Новый совладелец Avia Traffic. Долю в авиакомпании он выкупил в марте этого года у Эрика Акматова, который до продажи авиабизнеса дополнительно приобрел 2.5% акций «Росинбанка» и увеличил свою долю владения финорганизации до 7.5%.

Сведений о Мамытове очень мало. Известно только, что он является директором охранного агентства «Молния-Чагылган секьюрити».

Как часто случаются аварийные ситуации

У Avia Traffic только за последнюю неделю было две аварийные ситуации. Накануне с отправившемся из Бишкека самолетом в Анталию и 29 июля с лайнером также вылетевшем на этот турецкий курорт, но уже из Оша.

У летевшего рейсом Ош – Анталья и совершившего аварийную посадку в Бишкеке самолета не закрывалось шасси, сообщили Kaktus.media работники аэропорта «Манас».

Во время приземления все экстренные службы аэропорта были готовы принять самолет. На борту было 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Самолет совершил посадку благополучно.

Представители авиакомпании Avia Traffic накормили 89 пассажиров и увезли их в гостиницу. Позже их отправили другим самолетом.

У Tez Jet были постоянные проблемы в начале этого года.

1 марта самолет Avro RJ85 вылетевший в Баткен совершил аварийную посадку в «Манасе» из-за отказа левого двигателя. По данному факту было заведено уголовное дело по части первой статьи «Нарушение правил безопасности движения и/или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».

«Я думал, мы все умрем». Рассказы пассажиров самолета, который сел аварийно

13 и 27 марта самолеты авиакомпании также направлявшиеся в Баткен вынуждены были вернуться в аэропорт «Манас». Однако причиной этого стали плохие погодные условия. В данном случае никаких технических проблем не было, сообщал перевозчик.

Отметим, что у основного конкурента Avia Traffic и Tez Jet авиакомпании Air Manas за последние годы не было каких-либо серьезных проблем с самолетами и аварийных ситуаций.

У авиакомпаний старые самолеты?

Специалисты против того, чтобы возраст самолетов связывали с безопасностью полетов. Но лайнеры кыргызстанских авиакомпаний действительно старые.

Перевозчики не закупают новые самолеты – только б/у (бывшие в употреблении) и зачастую в лизинг, то есть в рассрочку.

Авиапарк Avia Traffic состоит из шести самолетов (четыре Boeing-737 и два Airbus A320), что делает ее крупнейшей в Кыргызстане. Средний возраст авиалайнеров составляет 25 лет.

Это не худший показатель в сравнении с другими авиакомпаниями в КР, но для мировой практики достаточно высокий.

К примеру, в составленном год назад большом рейтинге среднего возраста авиапарка 30 крупнейших мировых перевозчиков самый плохой показатель был у Delta Airlines – 17 лет.

У российского «Аэрофлота» средний возраст всех самолетов (около 250 лайнеров) составляет всего 4 года. У казахстанской Air Astana – 8 лет.

Авиапарк Tez Jet состоит из двух самолетов Avro RJ85 (модифицированные BAe 146-200) производства British Aerospace. Один лайнер 1996 года выпуска, второй – 1997-го.

Количество самолетов у перевозчика сократилось. Еще в начале года за авиакомпанией числился еще один самолет – обычный BAe 146-200, выпущенный в 1990 году.

Кыргызстанские авиакомпании начали ощущать проблемы в 2015 году из-за девальвации российского рубля. Отечественные перевозчики продолжают оставаться зависимыми от ситуации в России.

В этот год Avia Traffic впервые за долгие годы не показала роста количества перевезенных пассажиров, рассказывал Карим Дамин. Из-за девальвации рубля доходы компании в долларовом эквиваленте сократились на 20% и, соответственно, коренным образом изменились планы по модернизации флота.

Последние новости

Что заявлено в Бишкекской декларации саммита ШОС? Краткая и полная версии в одном материале

16 июня 2019 г.    10:09

Жээнбеков встретился с эмиром Катара. Конкретного диалога не получилось

16 июня 2019 г.    9:01

Ветинспекция и таможенное управление Китая подписали два протокола по экспорту молока и меда из КР

15 июня 2019 г.    10:24

Владельцы «Чанг Ан Банка» одобрили преобразование банка в микрофинансовую компанию

15 июня 2019 г.    10:02

Жээнбеков: Мы выступаем за скорейшее строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан

14 июня 2019 г.    13:54

Туроператоры из Италии и Эстонии рассказали, что им понравилось и не понравилось в Кыргызстане

14 июня 2019 г.    13:15

Жээнбеков предложил создать новый орган ШОС по борьбе с экономическими преступлениями

14 июня 2019 г.    13:11

Эксперты начали обсуждать выход госкомпании на IPO

14 июня 2019 г.    10:02

9 главных причин, по которым могут отказать в кредите. И что с этим делать?

14 июня 2019 г.    9:48

Бизнес-соглашений на $7.5 млрд подписали КР и Китай. Самые крупные — лишь о намерениях

13 июня 2019 г.    18:38

Жээнбеков отправит специалистов в Монголию изучать опыт строительства железных дорог

13 июня 2019 г.    14:04

Экспорт молока, муки и меда; грант на ремонт дорог. Кыргызстан и Китай подписали 19 соглашений

13 июня 2019 г.    13:41

Жээнбеков поблагодарил главу Китая за громадную поддержку в виде грантов

13 июня 2019 г.    13:14

Абылгазиев напомнил о нерешенной проблеме по земельным участкам под строительство

13 июня 2019 г.    12:46

Юрточный информационный центр открыли для туристов в Оше. ФОТО

13 июня 2019 г.    12:08

МДС предложил помощь в изменении законодательства по отчислениям в Соцфонд

13 июня 2019 г.    10:41

Спикер парламента рассказал президенту Монголии о гибкой инвестиционной политике КР и инвестиционной привлекательности

13 июня 2019 г.    10:31

Жээнбеков предложил провести кыргызско-монгольский бизнес-форум

13 июня 2019 г.    10:09

От военного до регионального сотрудничества. Кыргызстан и Монголия подписали 9 соглашений

13 июня 2019 г.    10:00

Темпы роста экономик стран Центральной Азии замедлятся до 4% в следующем году

13 июня 2019 г.    9:08

Сливают ли воду с Токтогульского водохранилища прямо сейчас? Запущена онлайн камера

13 июня 2019 г.    8:45

Туркомпании КР впервые поучаствовали в крупной туристической выставке в Сеуле. ФОТО

12 июня 2019 г.    17:03

Снижение переводов от мигрантов и большой госдолг. Всемирный банк обозначил экономические риски для Кыргызстана

12 июня 2019 г.    16:07

Как работает процедура рассмотрения жалоб на госзакупки? 10 важных фактов

12 июня 2019 г.    15:02

Глава совета директоров «Чанг Ан Банк» покинул свой пост

12 июня 2019 г.    13:03

Нацстатком продолжает фиксировать дефляцию — снижение общего уровня цен

12 июня 2019 г.    12:09

Отдохнуть на кыргызских фермах. 11 туроператоров из Европы ознакомились с агротуризмом в КР

12 июня 2019 г.    11:13

Рост экономик стран Европы и Центральной Азии замедлился до самого низкого за четыре года уровня

12 июня 2019 г.    10:04

Наследство «Мобильника». На что пришлось пойти Нацбанку после краха электронного кошелька (разбор)

12 июня 2019 г.    9:04

Си Цзиньпин надеется наметить с Жээнбековым грандиозный план развития китайско-кыргызских отношений

11 июня 2019 г.    17:18

Си Цзиньпин посвятил статью КР: «Кыргызские сельхозпродукты появились в выборе простых китайских семей»

11 июня 2019 г.    16:58

ОАО «Айыл Банк» заключил договор с KIA Motors

11 июня 2019 г.    16:15

В мае РКФР одобрил выдачу бизнесменам 57 новых кредитов

11 июня 2019 г.    16:08

Архив новостей